Среда

Американским астрофизикам удалось обнаружить галактику, которая возникла почти в самом начале существования Вселенной – всего примерно 300 млн. лет после Большого взрыва, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature. Для сравнения, по современным представлениям, наблюдаемая нами сейчас Вселенная возникла примено 13,7 млрд. лет назад.

По расчетам группы астрономов под руководством Вэя Чжэна (Wei Zheng) из университета Джона Гопкинса в городе Балтимор (США), обнаруженная ими галактика находится на расстоянии около 13,2 млрд. световых лет от Земли, т.е. свет от галактики до Земли шел 13,2 млрд. лет. Таким образом то, что «увидели» телескопы, было «всего» через 500 млн. лет после Большого взрыва.

«Если представить нашу Вселенную как 70-летнего человека, то мы увидели «младенца», которому 2,5 года» - написал в своем сообщении Чжэн.

Ни один современный телескоп не способен «заглядывать» так глубоко во вселенную. Так как же тогда ученым удалось обнаружить такую молодую и далекую галактику? Помогла так называемая гравитационная линза. Гравитационная линза – это скопление материи большой массы, в том числе и темной материи, которая взаимодействует со светом и заставляет его лучи искривляться, как это делают обычные оптические линзы.

Изучая снимки одного из скоплений галактик в созвездии Льва, известного под кодовым именем MACS J1149+2223, полученные широкоугольной камерой WFC3, установленной на борт телескопа «Хаббл», Чжэн и его коллеги пришли к выводу, что скопление представляет собой мощнейшую гравитационную линзу, усиливающую проходящий через нее свет в 15 раз.

Обнаружив столь необычный объект, астрофизики попытались воспользоваться своей находкой, изучив окрестности скопления MACS J1149+2223 при помощи «Хаббла» и инфракрасного телескопа «Спитцер», и обнаружили галактику, которую без «линзы» с 15-кратным увеличением невозможно было бы увидеть.

По оценке ученых, обнаруженная галактика довольно маленькая – ее масса составляет примерно 1% от массы нашей галактики – Млечного пути.

Авторы статьи полагают, что возраст галактики на момент наблюдения был примерно 200 млн. лет. На это указывают линии тяжелых элементов в спектре этого звездного мегаполиса, которые появляются лишь на последних этапах эволюции звезд. Это позволяет говорить о том, что галактика, получившая обозначение MACS 1149-JD, зародилась через примерно 300 миллионов лет после Большого взрыва, что делает ее самой ранней галактикой, известной человечеству.