News
Лента
News
Пятница
Март 29
Вся лента

Член коллегии (министр) по основным направлениям интеграции и макроэкономике Единой экономической комиссии Татьяна Валовая в интервью Новости Армении – NEWS.am представляет основные «да» и «нет» Единого таможенного союза – станут ли в Армении дороже импортные товары, как в Казахстане, можно ли будет есть латвийские шпроты, если в России их снова запретят, и многое другое.

Когда Армения начнет подводить свои таможенные тарифы к ставкам Таможенного союза?

Конкретно единый тариф мы пока не обсуждаем. Мы создали рабочую группу, и 5 декабря состоится ее первое заседание. Там мы рассмотрим первый проект дорожной карты, после чего начнутся консультации в этой сфере. Сейчас говорить об этом пока рано, но алгоритм уже понятен.

Озабочены ли армянские партнеры, что импорт из стран вне ТС может подорожать от роста таможенных пошлин? Так произошло в Казахстане...

Наши армянские коллеги заявили, что очевидно, будут просить переходного периода для неких изъятий из режима Единого таможенного кодекса. К этому, естественно, все относятся с пониманием. По товарным позициям, чувствительным для экономики страны, это, конечно, потребуется.

Какова логика гармонизации тарифов в ТС, не ориентируют ли их на российские?

Ну, собственно российских, как вы знаете, больше нет: с 1 января у нас единый таможенный тариф, причем он постепенно понижается с учетом обязательств Российской Федерации перед ВТО. В сентябре его у нас снова понижали, и теперь средневзвешенный таможенный тариф у нас составляет 7,6%.

У нас - примерно 3,5%...

Да, но у вас обязательства перед ВТО позволяют где-то повышать. Поэтому мы с армянскими коллегами говорили, что важнее всего на период изъятий выбрать позиции, важные для армянской экономики и потребителей. Но мы не думаем, что будет рост цен, потому что в Казахстане не было роста цен только лишь из-за повышения тарифов. Это не является первопричиной. Мы как раз рассчитываем, что роста не будет, так как процесс будет достаточно гибким.

А обсуждается ли гармонизация налоговых ставок?

Ее мы не обсуждаем вообще, потому что в рамках Таможенного союза у нас существуют свои налоговые системы, и даже в Казахстане, как вы знаете, более благоприятная обстановка по НДС – 12%, а в России он 18%, и мы смотрим на это как на конкурентное преимущество Казахстана для привлечения бизнеса. Мы относимся к этому именно как к конкурентному преимуществу.

Может ли это приводить к фиктивной регистрации бизнеса?

Она не фиктивная. Бизнес выбирает, где ему регистрироваться. Можно зарегистрироваться в Казахстане и платить налоги там. Мы не видим ничего плохого, если все идет легально. А раньше у нас не было существенных ограничений, и все делалось нелегально. Поэтому лучше, когда это превращается в разумную систему. Но эти 6% не являются критическими и не заставят бизнес переселяться. Когда в Европе обсуждала гармонизацию НДС, то согласились, что разница в 5 процентных пунктов – это нормально, ради этого бизнес не начнет мигрировать. Потому что вместо этого он столкнется с расходами на регистрацию бизнеса, на аппарат и др. Двадцать процентных пунктов - это, конечно, существенно, но не 6-7.

Не выгоднее ли вступить в единое пространство с Европой, где средневзвешенная налоговая пошлина менее 1,5%?

Мы не рассматриваем наши тарифы как препятствие для импорта. Просто создав Таможенный союз, мы впервые стали проводить таможенно-тарифную политику с точки зрения регулирования экономики. Я сама участвовала в работе российской комиссии по таможенно-тарифной политике, и когда рассматривались изменения таможенных пошлин, часто рассматривали и позицию Минфина, указывавшего, как решения могут сказаться на бюджете. Сейчас, когда мы принимаем решения в коллегии и совете комиссии, мы принимаем во внимание только позиции наших производителей на нашем рынке. И это совершенно правильно, потому что таможенно-тарифная политика должна, с одной стороны, защищать бизнес, а с другой – не наказать наших потребителей. Нужен разумный баланс.

Рассматривается ли институт единого резидентства?

Единого резидентства у нас пока нет, поэтому резидент, например, Беларуси не может растаможить товар в Казахстане. Но сделав растаможку в Беларуси, он может его далее отправлять уже без дополнительной процедуры по всей таможенной территории. Это достаточно удобно, и компании пользуются этим.

Стоит ли вопрос на повестке дня?

В ближайшей перспективе нет, мы просто его обсуждаем. Это хорошая идея, которая повысит мобильность бизнеса, но чтобы это ввести, нужно многое сделать. Таможенные органы, помимо чисто экономических, имеют и правоохранительные функции. Если, допустим, российский бизнесмен нарушает таможенное законодательство, он подпадает под российские законы. А казахстанский ведь под российские подпадать не будет. Здесь много вопросов. Мы понимаем, что это хорошая идея, и мы готовы обсуждать ее на перспективу, но не как вопрос завтрашнего дня.

Могут ли внедряться общие для всех ограничения на торговлю, в том числе по запретам санитарного и фитосанитарного контроля? Скажем, если Роспотребнадзор запретил шпроты из Латвии, то Армения тоже запретит?

Нет. Конечно, у нас есть полная унификация стандартов, единый ветеринарный и санитарный сертификаты. Но такие меры эксклюзивные, связанные исключительно с защитой здоровья граждан. Другие страны могут присоединиться к этому решению, но это не вменяется в обязанность.

Беседовал Арам Гарегинян

 

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Самое