News
Лента
News
Пятница
Март 29
Вся лента

«Постепенно, за целый день поисков, мы приобрели сноровку, и кучка наших         находок стала расти. Но Уичи продолжал злорадно ходить за мной по пятам и, пока я на корточках старательно обшаривал каждый дюйм, молча стоял надо мной. Стоило мне подумать, что здесь ничего нет, как он нагибался и поднимал три наконечника, которые я почему-то просмотрел».

 

                                                  Джеральд Даррелл «Земля шорохов»

 

Новости Армении – NEWS.am благодарит команду археологов во главе с Борисом Гаспаряном за предоставленную корреспонденту агентства возможность поучаствовать в полевых работах.

Холмы за селом Лернамердз дилетантскому глазу кажутся ничем не примечательным пейзажем, каких полно в Армении – камни, камни и снова камни. Но подойдя ближе, даже невежда в археологии начинает различать упорядоченность  каменных глыб – остатки стен, разрушенный вход в доисторический храм, кладка башни…

«Памятник поражает своими масштабами. Комплекс расположился на нескольких километрах, «принадлежит» общинам Воскеваз, Лермамердз Ахавнатун Арагацотнской и Армавирской областей. Здесь можно увидеть почти все типы памятников – поселения разных времен, эпохи неолита, бронзы, средневековья», - рассказывает сотрудник Института археологии и этнографии Армении Борис Гаспарян.

В комплексе невероятное количество построек - стен, предназначение которых пока не раскрыто, конструкции типа кайтов (ловушки для охоты на диких животных), остатки поселения, могильники, смотровые башни, петроглифы: «Имея столько разновременных и разнородных памятников на одной территории, сейчас очень важно понять взаимосвязь – что в ландшафте использовалось в одно время и что использовалось в другое, либо продолжительно использовалось в промежутке какого-то времени».

По мнению археологов, территория использовалась с начала эпохи неолита до эпохи железа. А наиболее интенсивно в период средней и поздней бронзы, примерно тысячу лет, с 22 в до н.э вплоть до 14-13 вв до н.э. Скорее всего, большинство конструкций принадлежит периоду средней и поздней бронзы. На данном этапе к работе подключены израильские коллеги, группа в составе пяти экспертов по различным направлениям побывала в Армении и взяла образцы почвы. «Сделаем датировки, разные другие виды анализов. Потом поставим научный вопрос, и будем продолжать раскопки и изучение», - отметил Борис Гаспарян.

Сам памятник исследуется уже 13 лет (Ахавнатунская часть с 2001 года). Однако часть Лернамердза только третий год. Кстати, местные жители до начала археологических работ о существовании уникального памятника буквально под носом не догадывались – часть его буквально распахана и потеряна навсегда, другой части угрожает участь превращения в кладбище. По сути, сельское хозяйство и промышленная деятельность человека разделили памятник на несколько отдельных частей.

«На этой территории работы проводились по изучению петроглифов. Потом появился проект кайтов. Мы постарались их скомбинировать. Если хотим понимать петроглифы и кайты, их время и распространение, должны изучать все комплексно, весь культурный спектр», - напомнил Борис Гаспарян: «В свое время великий архитектор Торос Тораманян  писал, что от  Еревана до Ервандашата видел непрерывные древние могильники и конструкции. Сельское хозяйство частично уничтожило исторические памятники».

Охрана, особенно для такой большой территории, больной вопрос. Печально, но на одном из петроглифов даже есть след от выстрела. «Каждый раз мы видим или уничтоженные структуры, или следы деятельности  «черных копателей», что является  очень серьезной проблемой в Армении. А наследие большое, простирается на огромных территориях. У государства, к сожалению, нет средств это все организовать. На мой взгляд, лучшим вариантом охраны подобных памятников является работа с локальным населением, привлечение в качестве рабочих на раскопках. Они начинают интересоваться, понимать важность конкретного памятника для истории и развития туризма», - считает Борис Гаспарян.

Характер построек самый разный. Множество стен, возможно, они служили «дорогой» для передвижения домашнего скота.  Смотровые башни, которые вполне могли использоваться для передачи зрительной информации.

«В Лернамердзских погребениях человеческие останки не обнаружены. Я все больше убеждаюсь в том, что это не обычные погребения, как, скажем, ахавнатунские, а ритуальные. Это погребения, отображающие культ умирающего и воскресающего Бога. Они связаны с сельским хозяйством, скотоводством, природой – умереть, закончив цикл, и воскреснуть весной. Думаю, этот ландшафт использовался именно в ритуальных целях», - отметил Борис Гаспарян: «Обычные погребения расположены в стороне Ахавнатуна. В средней бронзе кладбища располагаются далеко от поселений. В предыдущие эпохи, как правило, хоронили под полом жилищ, недалеко от поселений.  Видимо, в этот период понятия поселений и кладбищ дифференцировались». Между прочим, в археологических работах не последнюю роль сыграли лисы – роя норки в районе поселения, лисички «выкопали» черепки древней керамики, которыми заинтересовались археологи.

Еще один проблемный вопрос датировка обнаруженных памятников. «Если говорить о ловушках, саму ловушку невозможно датировать. Израильские коллеги попытались получить возраст напластования до и после постройки. То есть будем знать промежуток, когда феномен появился на свет.  Если она совпадет по возрасту с поселением и погребением, это будет серьезный результат. Но, конечно, он потребует годы работы». К слову, ловушки бывают разных видов, простые, сложные, комбинированные. Это сужающиеся в конус стены, завершающиеся своеобразной башней, куда в итоге попадает пойманное животное.  «Для сравнения, во всем Израиле таких ловушек всего полтора десятка. А в Армении только французские коллеги насчитали на южных склонах Арагаца более 70. Поэтому шутя говорят - Армения столица кайтов», - отметил Борис Гаспарян.

С датировкой петроглифов все обстоит еще сложнее. По мнению археологов, петроглифы лернамердз-ахавнатунской группы примерно 2-1 тыс до  н.э, то есть периода активного использования территории: «Их очень сложно датировать. Прискорбно, когда эту «функцию» берут на себя неспециалисты, позволяя себе некомпетентные  утверждения, подводя «базу» под свои концепции. А на самом деле их очень трудно датировать, потому что прямых методов датировки петроглифов просто не существует. Мы исходим из того, что люди, сотворившие эти петроглифы, должны были оставить другие следы. Изучаем весь культурный пласт, ищем какое самое вероятно время их создания».

Младший научный сотрудник Института археологии и этнографии, искусствовед-археолог Анна Хечоян составила относительную хронологию петроглифов.

По словам Анны Хечоян, изучение наскальных изображений  более чем сложная работа и требует мультидисциплинарных исследований. «К сожалению, многие из тех, кто  обращался  к  этой теме, пытались решить труднейшие задачи с наскока, без должной методической базы, полагаясь на свою интуицию, игнорируя научные методы анализа, необходимые при изучении и истолковании любого материала.  Исследования только в одном направлении недостаточны. Подобные памятники как наскальные изображения надо изучать  комплексно – включая не только археологи ,но и искусство, этнографию, палеоморфологию, геологию, и тд...

Каждому периоду присуще собственное восприятие мира и соответственно характеристика  линии, что  полностью  отражается в искусстве. В этом плане,например,  искусство дает возможность через  тематику, стилистику , технику ,схему отображения итд..  получить информацию  о мировоззрении и мышлении древнего человека..Только после того ,когда результаты исследований по всем направлениям пересекаются в одной точке , можно говорить о примерном возрасте наскальных изображений».

Долгое время бытовало мнение, что древний человек не в состоянии творить. Но еще с 19 века  многочисленные открытия наскальных изображений показали, что древний человек не только был способен творить, но и создавать такие произведения древнего  искусства, которые вполне можно сравнивать с работами мастеров эпохи Возрождения.

В комплексе памятника Лернамердза обнаружено более 500 петроглифов. У каждого камня свой паспорт, который хранится во всеобщей базе данных . Вся информация детально записывается,  причем, как информация о самом камне и петроглифе , так и контекстные данные. «Важно понять не только что изображено на камне, но и в каком соотношении  с окружающим ландшафтом  находился сам камень . Вплоть до недавнего времени эти факты игнорировались. Не учитывалось положение и контекст камня. А это играет огромную роль в правильной интерпретации наскальных изображений».

В сюжетном отношении встречаются различные сцены: группа людей и животных вместе и отдельно, танцы, охота, козы на водопое, коза с детенышем, быки, запряженные в плуг, фантастические образы. «Есть очень интересные примеры креативного мышления человека бронзового века, где первобытный «художник» использует форму поверхности камня в качестве рамки для рисунка, а также натуральный рельеф камня как часть композиции. Петроглиф с изображением двух пришедших на водопой козочек. Козочки вырезаны по краям камня с естественным углублением. В дождь вода скапливается в ямке и нарисованные козочки «пьют воду». Примечателен также экземпляр, где изогнутая антропоморфная фигура выполнена одновременно на двух поверхностях камня (двугранный угол камня использован для более реального изображения изогнутой позиции).

Древний человек не был примитивным, то, что  у него было чувство эстетики, это однозначно. Петроглифы выполнены, как правило, на выветренных гладких, особенно черно-пепельных поверхностях базальтовых каменных образований .Во время гравировки под черной поверхностью видна светлая внутренняя часть камня, в результате которой  получалась интересная контрастная игра светотени. Не случайно, что это заметил и древний человек, и стал использовать эти «полотна», - отметила Анна Хечоян. 

Эти и другие примеры данного памятника, которым в основном присущ стилизованно - условный изобразительный язык, где уже основным звеном является передача информации, говорят о человеке, обладающем более обобщенным и сложно-конструктивным образным мышлением, что присуще уже позднему периоду древнего мира.                                                                                      

«Такие феномены, как Лернамердзский памятник, обнаруживаются ежегодно. Это значит, что мы еще плохо знаем свою страну», - заключил Борис Гаспарян.

Мариам Левина

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Самое