News
Лента
News
Четверг
Апрель 25
Вся лента

В интервью Ermenihaber.am колумнист турецкой газеты «Акшам», писатель-публицист, теперь уже главный советник премьер-министра Турции Ахмеда Давудоглу Этьен Махчупян рассказал о своем назначении, сфере деятельности, армянском происхождении, армяно-турецких отношениях и многих других важных вопросах:

Разные круги в Армении и Турции рассматривают Ваше назначение в контексте урегулирования армяно-турецких отношений. Даже говорят, что Вас назначили с определенной миссией.

Армяне думают, что Армянский вопрос в Турции является приоритетным. Это естественно, но должен сказать, что это не так. Если распределить по важности проблемы, существующие в Турции, то Армянский вопрос представляет среднюю важность. Если рассматривать с точки зрения поставленных перед Турцией задач, то, возможно, что я буду заниматься Армянским вопросом, поскольку наступает 100-летие событий 1915 года. Но, судя по ближайшим годам, могу сказать, что Армянский вопрос будет моим настолько, насколько это будет вопросом Турции.

Получив предложение работать в этой должности, обсудили ли Вы с премьер-министром сферу деятельности?

До сих пор подобного обсуждения не было. Но должен сказать, что премьер не желает, чтобы моя деятельность ограничивалась одной конкретной сферой. Насколько я понял, моя сфера будет более общей. Турция находится на этапе перестройки. Перед нами стоит задача перестройки республики. Этот процесс будет осуществляться на протяжении ближайших 8 – 10 лет. И в этом процессе премьер-министр считает, что будет нуждаться в определенной помощи и консультациях. Очень вероятно, что если бы я даже не был армянином, я бы занимал эту должность. Об этом сказал также премьер-министр. То, что я армянин, было лишь преимуществом, дополнением.

Считаете ли, что в преддверии 100-летия Геноцида армян Ваше назначение было случайностью?

Это было связано с назначением Давудоглу премьер-министром. Если бы Давудоглу стал премьер-министром в прошлом году, я бы тогда занял эту должность. На протяжении уже нескольких лет моя деятельность, кроме армянских проблем и нужд, включает довольно широкие сферы, и, естественно, у меня нет намерения ограничить эти сферы.

То есть, будучи армянином и заняв эту должность, Вы не чувствуете  внутренней ответственности в том, чтобы внести вклад в процесс армяно-турецкого урегулирования или заняться армянскими проблемами?

Если сложится соответствующая атмосфера, где я смогу внести вклад, и если политические игроки поручат мне заняться этим, то, несомненно, я займусь. Однако это другое: это поручение, которое я выполню.

Президент Армении Серж Саргсян 24 апреля пригласил президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Ереван. Как Вы думаете, как ответит Эрдоган на это приглашение?

Прибытие в Армению 24 апреля – важный жест, который требует перед собой много других жестов. Если эти жесты будут сделаны, тогда, возможно, ситуация назреет, и президент поедет в Армению. Но если быть реалистичными, я не считаю это возможным. Так как ожидается, что Армения в 2015 году проявит больше жесткости, Турция не сделает этого жеста. Многое нужно сделать. Часть этого должна сделать Турция, другую часть – Армения. Если Армения всего лишь пригласит и будет ждать, то не думаю, что президент поедет.

А на каком поле находится известный всем нам мяч?

Нельзя сказать, что мяч находится на том или ином поле. Мяч бродит. Всем нам следует встать в круг вокруг мяча и действовать единым образом.

Рассматривая нынешнее состояние армяно-турецких отношений, что можно сказать об их будущем?

Честно говоря, в этом году прогресса в армяно-турецких отношениях я не прогнозирую. После 2015 года вероятность прогресса повысится. В 2016 году произойдет смягчение напряженности. После 100-летия возникнет энергия, направленная на взаимопонимание, и это, естественно, повлияет также на политику. И без того, контакты между двумя обществами постепенно активизируются. Реализовывается больше проектов. В Турции люди учат армянский, в Армении – турецкий. В Армении взгляды рядового гражданина в отношении Турции становятся положительнее, а турки раньше, когда узнавали, что в роду есть армянин, огорчались, но теперь, наоборот, радуются. Но урегулирование отношений не может произойти сразу, поскольку есть карабахская проблема, азербайджанская нефть. Все это составляют факторы, препятствующие процессу.

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Читать также:
Все
Самое