News
Лента
News
Четверг
Март 28
Вся лента

Новости Армении – NEWS.am приводит опубликованную в «The Huffington Post» статью научного сотрудника Иерусалимского института имени Ван Лира, Штефана Ирига, со значительными сокращениями

У меня есть эта воображаемая младшая сестра-армянка. Ей 4 с половиной года. Она слишком много говорит, легко отвлекается, по непонятной для меня причине не любит печенье с изюмом и по причинам, еще более непонятным для меня, умерла в начале 1916 года. Никто не приставил пистолет к ее голове и не казнил ее. Ее родители были убиты, и у нее просто не было пищи, ухода и надлежащего убежища. Она просто угасла. Я не могу прийти в себя из-за ее смерти и ее страданий, даже если мне хочется и если нужно. Я должен помнить ее и чтить ее память, ее жизнь и ее смерть.

Проблема в том, что я не могу добраться до места, где смогу оплакать ее, так как моя армянская младшая сестра умирает вновь и вновь. Мы и наша армянская сестра – мы все застряли в 1915–1916 годах. Турецкое отрицание (и его международные помощники) не позволят ей или нам успокоиться. Турецкое отрицание говорит: «Она, наверное, не умерла. Ну, может быть, она и умерла, но это было по ее вине, поскольку армяне начали открытое восстание против государства». Должно быть, это был интересный вид войны, раз 4-летние дети и пожилые люди угрожали самому существованию некогда могущественной империи – до такой степени, что показалось правильным убить их в целях «самообороны».

Некоторые ученые утверждают, что отрицание геноцида – это его последняя стадия. Но в случае с армянами это было неотъемлемой частью разворачивавшегося процесса. С 1915 года мир сталкивается с болезненной битвой за «правду», которая на самом деле является борьбой за право совершения геноцида, в то время как турецкое отрицание идет дальше своей цели. Оно отличается от отрицания других геноцидов, поскольку главным образом проталкивает вперед оправдания за то, что случилось.

После ужасов 1894–1896 годов при правлении султана Османской империи Абдул-Хамида II выдающийся немецкий протестантский проармянский активист Мартин Раде рассуждал о том, как немецкая пресса оправдывала насилие в отношении армян. Другие использовали даже немецкий эквивалент «геноцида» в этом контексте – за много лет до того, как Рафаэль Лемкин придумал свой термин. Раде был обеспокоен тем, какое влияние постоянные оправдания за массовые убийства в общественной сфере будут оказывать на простых немцев, которые на протяжении лет сталкивались с ними в немецкой прессе.

Спустя почти 120 лет после предупреждения Раде мы должны остановиться на мгновение и подумать о том, что длительное воздействие отрицания геноцида и оправданий за него сделало со всеми поколениями людей, жившими за это время. Это было частью постоянного фонового шума в кровавом 20-м веке, шепотом, звучащим в наших ушах, что геноцид может сойти с рук, что даже может быть хорошо совершить его.

Каждый раз, когда кто-то значимый в мире использует слово «геноцид», турецкое отрицание отвечает, и моя младшая сестра-армянка должна умереть снова. После того как на протяжении столетия мы застряли в этом адском кругу геноцида, настало время для всех нас использовать слово «геноцид» и разрушить чары раз и навсегда.

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Читать также:
Все
Самое