News
Лента
News
Пятница
Апрель 26
Вся лента

Потепление в отношениях между Москвой и Анкарой свидетельствует о подъеме заветной российской концепции многополярности. Об этом в своей статье пишет британский журналист, эксперт центра Карнеги Томас Де Ваал.

По его словам, своей встречей в Санкт-Петербурге оба президента хотели заявить о недовольстве Западом. Эрдоган, в частности, хотел показать неодовольство западными лидерами, которые не оказали ему безоговорочную поддержку после неудачного переворота в Турции в июле и продолжили критиковать его за авторитаризм.

У обеих сторон, по словам эксперта, были доводы растопить лед в отношениях: экономика Турции пострадала от количества российских туристов и эмбарго на турецкие товары, а Россия захотела снизить зависимость от Украины в вопросе экспорта газа и возродить «Турецкий поток».

«Кроме того, как уже неоднократно отмечалось, Эрдоган и Путин разделяют характер драчунов , а также аллергию на доминирование западного либерального консенсуса в мировых делах. Колючесть характеров прикрывает постоянное чувство неуверенности. И русские, и турки склонны думать, что Европа несправедливо по отношению к двум большим странам на своих рубежах, которые, как они видят, являются буфером, отделяющим от остальной части континента с его множеством неприятностей, исходящими с востока и юга»,- пишет автор.

По его словам, при этом Россия и Турция являются приемниками российской и османской империй, которые находились в постоянной вражде, и одна встреча вряд ли способна заставить забыть об этом наследии. Они не могут преодолеть его, не больше, чем любая из стран  может решить глубоко укоренившиеся проблемы с третьей большой силой в региональном треугольнике, а именно Ираном. 

При этом, в Сирии, обе страны, похоже, заключили тактическую сделку: сотрудничать в борьбе против так называемого Исламского государства на севере страны, при этом по-прежнему поддерживая противоположные стороны в битве за Алеппо.

Таким образом, как отмечает Де Ваал, примирения больше похоже на бизнес сделку с ограниченными целями и экономическим обоснованием, чем на новый стратегический альянс.

Де Ваал подчеркивает, что Путин, также как и Эрдоган, видят мир, в котором альянсы, такие как НАТО или транснациональные организации, такие как ЕС, слабее и имеют меньше значения. Оба лидера более комфортно чувствуют себя в мире, в котором альянсы являются временными и где великие державы устанавливают повестку дня и оставляет за собой право изменить свое мнение в любой момент, если они этого хотят, в то время как малые страны должны подстраиваться.

Но, конечно же, большая многополярность означает меньше многосторонности. Если европейские организации, такие как ЕС, НАТО и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) хотят бороться с  многополярными тенденциями, то они должны стать более привлекательными и более инклюзивными для стран на краю Европы, резюмирует эксперт.

!
Этот текст доступен на   Հայերեն and English
Распечатать
Самое