News
Лента
News
Среда
Апрель 24
Вся лента

ЦИК Армении должен был с 1 сентября приступить к работам по внедрению контрольных механизмов, предусмотренных Избирательным кодексом, однако к указанному сроку заявил прямо противоположное, объявив договоренности недействительным. То есть, договоренности, достигнутые в результате переговоров между оппозицией, властями и гражданским обществом, сорвали власти, заявив, что польская компания отказалась заняться установкой механизмов, обосновав это тем, что не успеет сделать это до парламентских выборов. 

Сейчас между представителями власти и оппозиции начались переговоры вокруг альтернативного варианта, речь идет об обнародовании списков проголосовавших избирателей, хотя по этому вопросу власти ранее выступали категорически против. Насколько велика вероятность того, что этот вариант будет принят? Вокруг этой темы и состоялась беседа  корреспондента Новости Армении – NEWS.am с депутатом  от Армянского национального конгресса Арамом Манукяном.

На ваш взгляд, что вынудило власти сорвать реализацию достигнутого соглашения, под которым она же подписалась? И вокруг чего после этого могут прийти к согласию власть, оппозиция и гражданское общество?

В любом случае я не считаю процесс завершенным, есть предложения, которые мы всегда согласовывали и согласовываем с представителями гражданского общества.  В результате обсуждений, проведенных на предыдущих этапах, мы достигли серьезных успехов. Согласно переходному положению, в случае отсутствия соответствующих финансовых средств решение может быть объявлено недействительным и никто не может сказать, что не было договоренностей, соглашений для поиска соответствующих финансовых средств. Я думаю, что этот шаг властей связан не с отсутствием финансов, это просто предлог.

Руководитель ЦИК Тигран Мукучян называет причину отсутствия финансовых средств, что предусмотрено законом. Говорит о технических средствах, тогда я задаю очень простой вопрос: а что они делали с февраля по сей день, и вдруг в августе выяснилось, что польская фирма не может это осуществить? А что они делали в июне, июле?

Независимо от будущих обсуждений, власти должны назвать серьезную причину срыва процесса. Почему? Потому что эти переговоры продолжались в течение 4-5 месяцев не только с Конгрессом, они проходили с разными политическими силами и примерно 300 общественными организациями. Кроме этого, переговорам содействовали Евросоюз, ООН, посольство США и другие посольства.

Если завтра, послезавтра власти объявят об окончательном срыве процесса, то они должны дать объяснение всем тем, кого я указал, что сделать будет очень трудно. И второе – если ты отказываешься от этого варианта, то что нового предлагаешь?

А переговоры шли только с польской компанией? Какую роль сыграла оппозиция в этом деле, делала ли она какие-то предложения другим организациям?

Мы этого не могли сделать, поскольку это не входит  в нашу компетенцию. Но в обсуждениях были промежуточные варианты. Например, когда они говорят, что не успевали обеспечить снятие и идентификацию отпечатков десяти пальцев, мы спросили: что предлагаете? Они ответили – два пальца. Мы же сказали, что без десяти пальцев результат будет нулевым, они согласились с этим.  Уже потом, через некоторое время, они же  говорят – не получается и с двумя пальцами. Если возможности властей позволяют им заявлять: никакой демократии, никакого реформированного закона, очень хорошо, это тоже позиция. В этом случае, пусть объяснят Евросоюзу, США, Венецианской комиссии, что отвергают все это.

Теоретически не исключаю, что польская организация могла отказаться или власть сделала так, чтоб она отказалась, но взамен власть должна предложить что-то другое.

Сейчас обсуждается вопрос обнародования списков проголосовавших избирателей, чему ранее власть противилась. Насколько вы считаете вероятным, что власть осуществит этот вариант?

Обсуждения продолжаются, и гражданское общество, и партии продолжают работы в этом направлении. Мы критикуем власть за подобные действия, но сами не умываем руки. Сейчас обсуждается вопрос обнародования списков проголосовавших избирателей. Кроме этого должны быть еще и расширены и уточнены вопросы   уголовного преследования,  юридической ответственности.

Мы всегда говорили, что процесс обнародования списков – это то, чего мы хотим. И в данном  случае в качестве компенсации может быть предложено именно это. Состояние власти Армении тяжелое, ей не доверяют ни внутри страны, ни за ее пределами. А это означает,  что она не может не идти на определенные шаги. Если власть провалит и вопрос обнародования списков проголосовавших избирателей, она просто окажется в тупике. В случае провала может человека 2-3 обрадуются, мол, зря проводились обсуждения, но мы честны перед гражданином. Мы сделали максимальное для того, чтобы иметь демократический ИК.

Обнародование списков проголосовавших – это средство предупреждения избирательных нарушений, равноценное механизму принятому в формате 4+4+4?

Если действует механизм, состоящий из нескольких инструментов, то эффект большой. Для нас системой были 4 пункта, которые дополняли друг друга: съемка, «чистка» списков, опубликование и идентификация по отпечаткам пальцев, это комплекс. Сейчас, если мы добьемся того, чтобы обнародование списков с подписями было бы полноценным с онлайн-съемками  и механизмами обжалования, то вероятность фальсификаций будет снижена.

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Читать также:
Все
Самое