News
Лента
News
Вторник
Апрель 23
Вся лента

Карабахский конфликт считается одним из наиболее сложных и взрывоопасных на постсоветском пространстве. Осложняет его решение и то, что в нем активно принимают участие другие державы, превращая этот конфликт в узел переплетения интересов третьих стран. Об этом говорится в статье ведущего научного сотрудника Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Станислава Иванова, подготовленной специально для Iran News.

Он отмечает, что напряженность на линии соприкосновения сохраняется, и  инициатором диверсионных вылазок, снайперских дуэлей и вооруженных столкновений выступает азербайджанская сторона. Напряженность в азербайджано-армянских отношениях поддерживается также воинственными заявлениями Баку и продолжающейся ускоренной милитаризацией Азербайджана. Не способствуют стабилизации общей ситуации в регионе и нарастающая угроза возможной военной операции США и Израиля против Исламской Республики Иран. Любые военные действия на сопредельной НКР территории или даже обострение внутриполитической обстановки в Иране могут привести к «размораживанию» карабахского конфликта.

Вполне естественно, что подходы основных внешних акторов к карабахскому конфликту определяются, в том числе, их собственными интересами на Южном Кавказе и в прилегающих регионах, пишет аналитик, добавляя, что региональные державы - Иран и Турция - стараются перехватить инициативу и играть более активную роль в событиях вокруг Нагорного Карабаха.

При этом Турция, разорвав дипломатические отношения с Арменией, закрыв турецко-армянскую границу, и, оказывая военную и военно-техническую помощь Азербайджану, практически стала на сторону одного из участников конфликта. В силу этого, ее претензии на роль посредника в этом конфликте стали необоснованными. Иран проводит более гибкую внешнюю политику на этом направлении. Тегеран стремится не допустить превращения Южного Кавказа в плацдарм США и НАТО, сохранить сложившийся вокруг Нагорного Карабаха статус-кво и баланс сил в регионе, не допустить «интернационализации» конфликта за счет вмешательства внерегиональных внешних сил.

Россия, как и Иран, выступает против вмешательства в дела региона внешних сил и считает, что только сами участники конфликта должны находить консенсус и пути урегулирования этой проблемы.

Говоря о регулярных трехсторонних встречах при посредничестве российской стороны, Иванов отмечает, что такая встреча была бы намного эффективнее, если бы в ней принял участие и президент Нагорно-Карабахской Республики. «Все больше экспертов приходят к выводу, что ключ к решению карабахского конфликта находится не в Ереване, Баку, Москве, Вашингтоне, Париже, Брюсселе, Анкаре, Тегеране, а непосредственно – в Степанакерте.

В последние годы в системе послевоенного устройства мира, где долгое время превалировал принцип международного права о необходимости сохранения территориальной целостности государств, все чаще стал применяться второй, не менее важный, принцип – «право наций на самоопределение».

Стремление народов путем референдумов и других демократических инструментов реализовать свое право на создание собственной государственности – это усиливающаяся тенденция современности. Все более очевидным становится необходимость активного поиска новых подходов к мирному и справедливому урегулированию региональных конфликтов, к числу которых относится и азербайджано-армянский, отмечает аналитик. 

!
Этот текст доступен на   Հայերեն and English
Распечатать
Самое