News
Лента
News
Четверг
Март 28
Вся лента

Новости Армении – NEWS.am со значительными сокращениями приводит опубликованную в «The Armenian Weekly» статью турецкого издателя Рагыпа Зараколу, который, нарушая табу, долгие годы издает в Турции книги о Геноциде армян:

Официальная позиция по вопросу Геноцида армян и систематическая практика этнических чисток в Анатолии вышли на новый этап с недавним заявлением Веджди Гёнюля, бывшего министра национальной обороны Турции, о том, что, если бы эти трагические события не произошли, сегодняшняя Турецкая Республика не существовала  бы. Насколько бы омерзительными ни были эти слова, мы должны признать, что они намного честнее, чем чистое «отрицание», и подразумевают «признание» того, что произошло.

Тем не менее, то, что эти трагедии представляются необходимыми, даже обязательными для «строительства нации-государства», в сопровождении вызова «берите или уходите», также включает в себя неявный элемент «угрозы»: «Мы сделали это раньше, так что вам лучше остерегаться, а то мы сделаем это снова!».

При изучении армянской трагедии 1915 года было бы полезно понять этот вопрос лучше, взглянуть на вопрос с точки зрения «национально-государственного строительства», «самоопределения» и основных статей Конвенции о геноциде.

«Армянский вопрос» является одним из самых значительных примеров метода «отложить  проблему», вместо того чтобы решить ее. В определенном смысле это одна из последних в длинной череде проблем, созданных в результате двухвекового распада Османской империи.

В то время как балканские народы вошли в процесс национально-государственного строительства раньше, то есть с начала 19-го века, отчасти под влиянием Великой французской революции, этот процесс вошел в повестку дня армянского народа и турок намного позже. Однако в последнем случае успех одного в некотором смысле был достигнут за счет исчезновения другого.

Таким образом, хотя процесс национально-государственного строительства армян начался раньше по сравнению с турками, это был запоздалый процесс по сравнению с греками, сербами и болгарами. С другой стороны, значительная трудность вытекала из того, что армянский народ разрывался между двумя деспотическими империями. Это разделение повлияло на все вплоть до языка. Армянский язык развился по двум различным ветвям, как западно-армянский и восточно-армянский языки.

Перед армянским национально-государственным строительством была модель Балкан, которая, по сути, послужила моделью и для турецкого государственного строительства. Таким образом, трагический характер отношений между народами на Балканах достиг своего апогея на анатолийской территории, и древний коренной народ был почти вырван насильственно из своего жизненного пространства и подвергся чистке. Эта чистка не ограничивалась этнической чисткой, но включила также все культурное пространство.

Желаемым результатом было доказать, что армянский народ никогда не жил на этой территории. Это, конечно, является типичным случаем геноцида и этнических чисток.

Материальная основа для осуществления права на самоопределение армянского народа была уничтожена. Не зря Гитлер накануне нападения на Польшу в 1939 году спросил: «А кто вспоминает армянский народ сегодня?»

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Самое