News
Лента
News
Четверг
Март 28
Вся лента

В Турции год за годом возрастает число тех, кто, столкнувшись с истинными фактами истории, бывают вынуждены поднять свой голос против совершенного в начале 20-го века геноцида армян. Впрочем, многие, сознавая горькие реалии турецкой действительности, не оглашают своего мнения. И лишь малочисленные храбрецы поднимают голос, становясь мишенью националистов и мракобесов. В этом контексте можно вспомнить организованную несколькими представителями турецкой интеллигенции акцию «Простите нас, армяне», состоявшуюся в конце 2008-го года, к которой присоединились более чем 30 тысяч человек. Правда, организаторы акции не упомянули слово «геноцид», использовав выражение «большое бедствие». Трудно однозначно оценить положительные и отрицательные стороны этой акции – особенно на фоне неординарного события, происшедшего во Франции в первые дни января 2010-го года.

Суд города Лиона оштрафовал на 1500 евро турчанку Сирму Оран. Сирма Оран во Франции выдвинута Партией зеленых кандидатом в местные органы самоуправления. Мэр французского города Вилербан Жан Поль Брет поинтересовался позицией Сирмы Оран по поводу Геноцида армян, однако эта позиция стала очевидна и без слов – Оран отказалась посетить возведенный в Лионе памятник жертв геноцида. Этот инцидент дал повод Оран обратиться в суд с жалобой на дискриминацию по национальному признаку, но суд наказал именно Сирму, оштрафовав на 1500 евро.

С первого взгляда, ничего из ряда вон выходящего нет, если бы одним из трех инициаторов акции «Простите нас, армяне» не был отец Сирмы – Баскын Оран, сказавший по поводу: «Я не могу сознательно демонстрировать равнодушие и отрицать то большое бедствие, которое пережили армяне в 1915-ом году в Османской империи. Я выступаю против этой несправедливости и , действуя от своего имени, разделяю боль моих армянских братьев и сестер, прося у них прощения».

В отличие от Сирмы Оран, другая дочь турецкого народа – Пелин Бату придерживается совершенно противоположной позиции. Отец ее был известным дипломатом, дочь же стала популярной актрисой, искусствоведом. Участвуя в телепередаче турецкого телеканала Haberturk «Задняя комната истории», Пелин Бату в прямом эфире несколько раз употребила выражение «геноцид армян», удостоившись неоднократных замечаний ведущего Мурада Бардакчы по поводу того, что события 1915-го года турки не считают геноцидом и тем самым она популяризует позицию армян. Пелин Бату же настаивала, что свершившееся было большой трагедией. Нашлись телезрители, потребовавшие объяснения у Пелин Бату по поводу ожерелья с гранатом, находя, что гранат – символ армян. Пелин Бату подтвердила, что купила украшение в Армении, однако это не имеет связи с армянами – она просто любит этот фрукт. Ведущий передачи Мурад Бардакчы напомнил Бату, что АСАЛА в свое время убила множество турецких дипломатов. На что Пелин ответила: «Мой отец был дипломатом. Я с детского возраста боялась, что убьют отца. Близкие друзья отца были убиты организацией АСАЛА, однако я не буду питать вражды к армянам».

После этой передачи Пелин Бату получила множество угроз, и , вероятно, это стало причиной ее дальнейших более осторожных публичных высказываний. Уже 3-го января 2010-го года в интервью, опубликованном в турецкой газете Bugun, на вопрос: «Ваш отец был дипломатом, Вы не боялись, что с ним может случиться что-то плохое», Пелин высказывалась так: — Мое детство прошло в страхе. В те годы большинство из 40 убитых АСАЛА дипломатов были близкими друзьями моего отца. Меня всегда с телохранителями отправляли в школу и содержали в условиях максимальной безопасности. На вопрос, назвав в передаче Мурада Бардакчи события 1915-го года геноцидом, много получили откликов? Пелин ответила так: -Сто лет прошло, однако люди продолжают расти, слушая эти истории. Полагаю, как армянская, так и турецкая позиции проблематичны. Почему и неправильно на прошлой трагедии создавать национальную идентичность. Я поездила по Армении. Ереван – чудесный город. В Армении не возникло никаких проблем в связи с тем, что я турчанка. "Ну а здесь что произошло после высказанного Вами выражения «Геноцид армян?», — задался вопросом журналист. «Получила всякого вида оскорбления и угрозы – даже угрозу убийства, но, думаю, что люди все более смягчаются», — ответила Пелин. На вопрос, «поддерживаете ли шаги власти в вопросе налаживания отношений с Арменией?», последовал ответ: «Действия партии „Справедливость и развитие“ в вопросе открытия границы с Арменией довольно созидательные и воодушевляющие»…

Спустя дни после этого интервью на веб-сайте турецкой Haber50 появился ответ Пелин Бату на вопрос, как она относится к турецкому писателю, лауреату Нобелевской премии Орхану Памуку, сказавшему, что в Турции были убиты 1 миллион армян и 30 тысяч курдов. «Нет, было неправильно с его стороны озвучивать цифры, потому что историки пока обсуждают этот вопрос. В этом вопросе Орхан Памук неправ, историк не смог бы это сказать столь спокойно. Но Орхан Памук – не предатель родины и не враг. По моему мнению, его произведения – лучшая реклама Турции».

Как известно, в интервью, данном швейцарской газете, Орхан Памук заявил, что в 1915-ом году в Османской империи были убиты 1 миллион армян и 30 тыс. курдов. В 2006-ом году Памук удостоился в области литературы Нобелевской премии. Многие посчитали это ответом Памуку за сказанное, почему и, вероятно, он стал избегать сказанного про 1915-ый год. 10 ноября 2009-го года в колледже Куинз Нью-Йорка состоялась презентация новой книги Памука «Музей невинности», после чего бывший комментатор «Армнюза», докторант Сорбоннского университета Гайк Мартиросян вступил в беседу с Памуком, заметив, что в последнее время тот придерживается пассивной позиции в вопросе геноцида. «Во всяком случае, есть мнение, что избегаете обращаться к данной теме. Является ли это результатом уголовного преследования, предпринятого ранее по отношению к Вам, или, быть может, Ваше молчание обусловлено иными обстоятельствами?», — задался вопросом Мартиросян. На что Памук раздраженно ответил: «Это для меня, прежде всего, проблема свободы слова. Да и потом, это не единственная тема моей жизни. Есть более важные задачи. Кроме того, эти темы должны обсуждаться прежде всего турецким народом».

Сказав это, Памук удалился с презентации, оставив свои книги без автографа.

Как бы то ни было, поступки этого малочисленного количества людей дают повод к тому, чтобы, спустя годы, турки, получившие искаженные сведения об истории, были вынуждены пуститься в поиски и найти истину в горьких страницах истории.

В конце же не считаю излишним напомнить строки, написанные корреспондентом турецкой газеты Milliyet Кадри Гюрселем, в декабре 2009-го года приехавшим в Ереван в составе группы турецких журналистов и возложившим цветы к мемориалу жертвам геноцида: «Возложили цветы, потому что осознали их боль и продемонстрировали наше уважение к памяти павших. При всех случаях, я думаю так. Полагаю, что в человеческом плане очень верно постоять там в молчании в знак уважения и возложить цветы. Действительно, мы знаем, что случилось в Анатолии в 1915-1922 годах? А сегодня знаем? Кто может со спокойным сердцем сказать, да? Почему стремимся наладить отношения с Арменией? Открытие границ даст геополитические и экономические выгоды? Открытие границ сознания важно настолько, насколько открытие армяно-турецкой границы», — написал Кадри Гюрсел.

Андраник Испирян

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Читать также:
Все
Самое