News
Лента
News
Четверг
Апрель 25
Вся лента

На территории ереванского аэропорта «Звартноц», непосредственно в здании Главного управления гражданской авиации, располагается Музей гражданской авиации.

Стенды, модели самолетов, карта полетов, парашют, «черный ящик», который на самом деле выглядит как оранжевый цилиндр, библиотека. 

Музей был создан в 1998 году по случаю 65-летия гражданской авиации Армении. С его экспозицией читателей Новости Армении – NEWS.am знакомит ответственный музея - Размик Арташесович Гаспарян. Несмотря на скромное название должности, он создатель, хранитель и единственный сотрудник музея. Лишь благодаря его энтузиазму и энергии поддерживается и пополняется коллекция. Размик Гаспарян – первый мастер спорта Арм ССР (прыжки с парашютом). На его счету 606 прыжков. Первый прыжок Размик Арташесович совершил в 15 лет, в качестве исключения по личному разрешению руководителя аэроклуба Акопа Манукяна, поскольку минимально допустимый возраст в то время составлял 16 лет. Последний прыжок он выполнил в 62 года, в честь 70-я гражданской авиации Армении. 

«Армянский народ знаком с авиацией с 1902 года, гораздо раньше многих народов, не имевших в то время никакого представления об авиации. Первым армянским воздухоплавателем стал Александр Топчян. Проживая в России, он взял фамилию Топчиев. Наш соотечественник сначала «плавал» на аэростатах. Позже, в 1911 году, стал пилотом», - рассказывает  Размик Гаспарян.

С 1902 по 1920 год армянский народ дал миру 80 воздухоплавателей и пилотов. «Мы имеем право гордиться. Такая маленькая нация, и столько пилотов. И ведь они потом  стали учителями, инструкторами, подготовив поколение пилотов. К сожалению, армянская авиация сейчас переживает не лучшие времена», - сетует Размик Арташесович.

Отдельный стенд представляет историю армянской авиации начала прошлого века. Здесь представлены военные летчики, летчики-испытатели. «В 1913 году Абгар Манучарян совершил первый таран. А вот внук Ивана Айвазовского - Константин Арцеулов, летчик-испытатель», - рассказывает Размик Гаспарян.  «Среди армян были и морские летчики. В те времена очень рискованное предприятие».

Активными участниками войны в Нагорном Карабахе стали армянские летчики. Пятнадцать из них отдали свои жизни.  Рядом с портретами погибших в арцахской войне пилотов Як-40 и вертолетов висят портреты их российских коллег – экипаж разбившегося 20 октября 1989 года самолета (выпускники Ульяновского высшего авиационного училища) с гуманитарной помощью для пострадавших во время Спитаксого землетрясения. 

Портреты членов экипажа погибшего 12 декабря 1988 года югославского самолета пока не удалось получить. Еще один стенд посвящен погибшим гражданским самолетам в разных ситуациях. 

История создания гражданской авиации в Армении восходит к 30 сентября 1933 года, когда  был совершен первый пассажирский авиарейс Тбилиси - Ереван. Первым руководителем транспортного отряда был назначен Гегам Гарибджанян. На соответствующем стенде представлены руководители гражданской авиации республики, внесшие лепту в ее развитие.  В музее представлены форменные костюмы авиаторов. «Большой подарок преподнесла семья Никиты Асикяна, передала нам в дар его форму. Есть моя форма. Значок мастера спорта СССР мне как первому представителю Армении вручал в центральном клубе ДОСААФ СССР маршал Покрышкин. Таких значков было выпущено всего 200 штук», - рассказывает Размик Гаспарян.

Десятью годами ранее, в 1923 году, в республике появился аэроклуб.  Последним руководителем клуба стал Даниэл Балаян, ныне директор Военно-авиационного института имени маршала Арменака Хамперянца МО РА. Клуб готовил пилотов, планеристов и парашютистов. Участвовали в соревнованиях в союзном масштабе. Рядом висят фотографии первых выпускников Военно-авиационного института.

«Выдающиеся армянки, внесшие вклад в развитие авиации. Елизавета Шахатуни, авиаконструктор. Тамара Воденян первая выпускница Академии авиации в Москве. Ей разрешил в виде исключения, первой женщине в СССР, поступить в академию Климент Ворошилов по просьбе Константина Циолковского. Первый пилот-инструктор Роза Абрамян, первая парашютистка Гоар Шахсуварян», - перечисляет Размик Арташесович. Есть и фото бортпроводницы Долорес Казарян, которая в 1983 году предотвратила угон самолета рейса Ереван-Берд в Турцию. Девушка сумела уговорить террориста посадить самолет якобы в Карсе, а на самом деле в Ленинакане. Террорист был схвачен.

Стенд участников Великой Отечественной войны представлен летчиками, инженерами, техниками. Фотографии заслуженных пилотов и штурманов СССР.

«Многие соотечественники не знают, что известный меценат, так помогший Армении, Керк Керкорян, военный летчик с 20-летним стажем. Среди армян были и астронавты. Джеймс Багян дважды летал в космос. Пролетая над Арменией, он по-армянски приветствовал».

Перч Зудерман-Давидян немецкий летчик, уничтоживший 613 самолетов. Сын армянина и немки, он привлек внимание Гитлера своим исполнением Комитаса на выпускном вечере академии авиации, а также боевыми подвигами. В 40-х годах, горько разочаровавшись в некогда обожаемом Гитлере, примкнул к лагерю заговорщиков, готовивших в 44-м убийство вождя. После провала был арестован и расстрелян.

Заслуженный штурман-испытатель СССР Константин Малхасян в числе экипажа маршала Голованова отвез возглавляемую Сталиным делегацию на конференцию в Тегеран.

Александр Казарян, штурман экипажа военного самолета. Самолет был сбит, Казарян попал в плен. После очередной попытки побег удался. На территории Франции он организовал  партизанский полк, нанесший  большой урон немцам. В этом интернациональном полку были итальянцы, наши соотечественники, французы, советские граждане. Казарян кавалер множества наград СССР, Италии и Франции.

Сергей Агавелян главный инженер французской эскадрильи «Нормандия-Неман».

Маршал авиации Сергей Худяков (Арменак Хамперянц), генерал-полковник Артем Микоян, заслуженные летчики-испытатели, герои Советского Союза.

Сергей Бурназян - 260 боевых вылетов, погиб во время бомбежки поезда. И еще многие и многие армяне, внесшие вклад в развитие авиации и победу над Германией.

Примечательно, что и сейчас руководителем российского Летно-испытательного центра является наш соотечественник летчик-испытатель Рубен Есаян. В 1999 г президент РФ Борис Ельцин присвоил Рубену Есаяну звание заслуженного летчика-испытатеяя РФ, а президент Владимир Путин в 2006 г присвоил звание Героя РФ.

Стенд с портретами крупных ученых-армян, внесших вклад в области авиации, космонавтики астрономии. «Это в большинстве засекреченные ученые. Петр Капица так отозвался о них: удивительно, такой немногочисленный армянский народ, а сколько мудрецов породил. Луноходы, космические приборы – созданы в том числе благодаря их усилиям», - отметил Размик Гаспарян. 

В 1999 году информация о музее была внесена в издаваемый во Франции каталог музеев авиации. Музей Армении попал на первую страницу каталога. Конечно, дело в алфавитном порядке размещения, но все равно приятно. Каталог был распространен по миру, музеем начали интересоваться. Поступают запросы из Японии, Франции, Англии. «Японские авиаторы прислали письмо с просьбой предоставить им значки форменной одежды наших летчиков. Я выполнил их просьбу и выслал бандеролью значки. В ответ они прислали форменные значки японских летчиков. Из Англии пришел запрос касательно пилота 20-х годов Арменака Саркисова. В этой замечательной семье из шестерых детей четверо были пилотами, притом одна из пилотов женщина». Есть публикации в зарубежной прессе.

Но отношение отечественных госструктур трудно назвать адекватным. «Ни помощи, ни внимания. Представителей Министерства культуры не первый год приглашаем посетить музей. Ответа нет. В 2001 году было принято решение 30 сентября провозгласить Днем гражданской авиации. Праздник  остался «на бумаге».

«Такое отношение к авиации вызывает глубокое разочарование. О важности авиации, ее вкладе необходимо помнить. При всем уважении к другим структурам, в том числе  силовым, должен отметить - они не были в состоянии помочь народу так, как это сделала авиация! Именно летчики вывозили из Красноводска, Баку, Кировабада армян, бежавших от зверств азербайджанских преступников.  «Ту-154», на котором летал и я, ухитрялись вместо 160 человек забирать на борт 300, лишь бы спасти людей», - отмечает Размик Гаспарян.

Другим волнующим вопросом остается идея нынешнего владельца аэропорта «Звартноц» Эдуардо Эрнекяна снести старое здание аэропорта – известную во всем мире вышку, силуэт которой напоминает «летающую тарелку». «Заявляю от имени всех авиаторов – мы категорически против подобной инициативы.  Я беседую с коллегами, ушедшими на пенсию. Все недовольны перспективой сноса старого здания», - подчеркнул Размик Гаспарян.

Возвращаясь к экспозиции, Размик Арташесович заметил, что имеющееся музейное помещение вполне достаточно. «Вот только было бы хорошо поблизости установить списанный самолет. Уверен – не только дети, но и взрослые будут с удовольствием знакомиться с устройством самолета». Во многих странах есть специальные музеи техники, где представлены старинные и современные модели машин, поездов, самолетов. Как оказалось, эта идея однажды уже была им озвучена. «Один из руководителей, имя называть не буду, на просьбу предоставить музею списанный самолет отреагировал так – ты что? Это же деньги – металлолом. И такая личность была в руководстве, причем сам бывший пилот».

«Авиация принесла такую пользу нации и государству, но сейчас ей не уделяют должного места. Воодушевляет лишь то, что молодежь все еще стремится в небо. Приходят молодые люди и девушки, интересуются, где можно прыгать с парашютом, научиться летать. К великому сожалению, аэроклубы закрылись и не заметно стремление компетентных органов возродить их».

К слову, Музей гражданской авиации Армении уникальный для региона – у соседних стран таких музеев нет и не было. «Музей обязательно должен быть в районе аэропорта, чтобы посетители видели самолеты. Но доступ в музей должен быть свободным», - подчеркнул Размик Гаспарян.

Этот вопрос тоже из числа щекотливых. Как отмечалось выше, музей расположен на территории ГУГА, являющего режимным объектом, и доступ возможен лишь по особым разрешениям.  Думается, это обстоятельство играет не последнюю роль – открытый музей стал бы местом активного посещения школьников, молодежи, интересующихся авиацией людей, да и просто туристов, прибывающих или отбывающих через «Звартноц».

Мариам Левина

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Самое