News
Лента
News
Пятница
Апрель 19
Вся лента

Новости Армении – NEWS.am  в год 100-летия Геноцида армян в Османской Турции в 1915-23 гг. продолжает публиковать материалы в рамках проекта «Живые».

«Живые». Это истории обычных людей – потерявших детство и родину.
«Живые». Это сто лет памяти и боли, сто лет ожидания возмездия.
«Живые». Это с каждым днем уменьшающаяся горстка людей, не теряющая надежды на признание  - признание их боли.
«Живые». Это 103-летняя  МАРИАМ МЕЙМАРЯН

Сквозь стекло, обнятое кривой рамой старого деревянного окна, легко разглядеть мягкое лицо бабушки Мариам. Изрезанное глубокими морщинами, оно проникнуто светлой грустью выдавшегося в этом году дождливого мая.

Седые серебристые волосы, аккуратно убранные под белый платок, полудетский задумчивый взгляд – красива она в своей старости.

- Заходите, - приглашает нас в дом Нвард, дочь бабушки Мариам. – Я сварю кофе, вы пока присаживайтесь.

Бабушка Мариам остается сидеть у окна и, кажется, вовсе нас не замечает. Она неторопливо водит пальцами по пожелтевшим страницам изрядно потрепанной книги, лежащей на ее коленях, и думает о чем-то своем.

- Что это за книга? – осторожно обращаюсь к Нвард.

- Это «Книга скорбных песнопений» Григора Нарекаци, - не глядя, ответила она и сняла с огня турку. Запах ароматного черного кофе тотчас разлился по всей комнате.

- «Книга скорбных песнопений» Нарекаци и еще старинное Евангелие - все, что осталось у мамы в память о жизни в Кесарии, - присев рядом на стул, начала повествование Нвард.  

Мариам Меймарян родилась в 1912 году в семье Тиграна и Искуи. Розовощекая и белая, как снег, она была жизнерадостным улыбчивым ребенком. Отец частенько усаживал ее рядом с собой и зачитывал вслух отрывки из «Книги скорбных песнопений», оставляя пометки на полях.  

В 1915 году мать и тетя Мариам, забрав детей с собой, поехали в Адану.

- Они уехали работать на заводе, - рассказывает со слов матери Нвард. - В  один из дней, вернувшись в Кесарию, они увидели, что их дом разграблен.

Вскоре до семьи Меймарян стали доходить тревожные вести о начавшихся в стране погромах соотечественников. Они даже представить не могли, что однажды и их семья столкнется с той несказанной жестокостью, на которую способен только человек.

В 1918 году, спасаясь от преследований, Искуи бежит в Грецию. Семью ее мужа турецкие полицейские нещадно расстреляли.

На дорогах скитаний Искуи заботится не только о Мариам, но и о дочерях-тройняшках.

Тогда многим уцелевшим во время резни армянам приходилось оставлять на дорогах своих детей, будучи не в силах ни прокормить их, ни нести на себе. А порой, продолжает Нвард, их плач и крики привлекали внимание турецких озлобленных конников, посланных вслед за убегающими армянами.

- По дороге бабушка часто теряла сознание. Однажды, придя в себя, она обнаружила, что тройняшек нет…- затихла Нвард.

- Их нашли турки?

- Никто не знает. Говорят, что их украли встретившиеся на пути арабы.

Исчезновение дочерей осталось незаживающей раной в сердце Искуи. До конца своих дней она винила себя в том, что не смогла уберечь младенцев. 

В 1940-ых годах Мариам выходит замуж. Вскоре в молодой семье один за другим рождаются три дочери и сын. В 1947 году - во время Великой Репатриации – Меймаряны переехали в Армению.

В Ереване Мариам занялась ковроделием. Этому искусству она научилась у матери.

- У бабушки были золотые руки. За что бы она ни бралась, все у нее получалось, - закончила рассказ Нвард.

Сегодня все заботы о пожилой матери лежат на ее плечах. По ее словам, бабушка Мариам редко выходит из дома из-за проблем с ногами, а для передвижения использует специальное приспособление. Чаще всего, добавляет Нвард, она тихо сидит в углу комнаты и смотрит в окно, вероятно, думая о том, чего нам спустя 100 лет трудно даже представить.

 

Ани Афян

Фото: Арсен Саркисян

Предыдущие материалы в проекте «Живые» 

100 лет в ожидании покаяния: Хосров Франгян     
100 лет в ожидании покаяния: Аревалуйс Амалян    
100 лет в ожидании покаяния: Маргарита Мхитарян   
100 лет в ожидании покаяния: Агарон Манукян  
100 лет в ожидании покаяния: Cуте Кочарян  
100 лет в ожидании покаяния: Нектар Алатузян
100 лет в ожидании покаяния: Cилвард Атаджян
100 лет в ожидании покаяния: Андраник Матевосян

!
Этот текст доступен на   Հայերեն and English
Распечатать
Читать также:
Все
Самое