News
Лента
News
Пятница
Март 29
Вся лента


В связи с 25-летием провозглашения независимости Нагорного Карабаха, Новости Армении - NEWS.am побеседовали с премьер-министром республики Араиком Арутюняном.

Господин Арутюнян, какие уроки извлекло правительство НКР из апрельских событий?

Знаете, часто звучит мысль: ждали мы или нет, было для нас неожиданностью или нет, знала ли разведка. Мы должны были в первую очередь обращать внимание на поведение противника, и ещё до апреля стало бы ясно, что ожидается активность. А если вспомним события августа 2014 г, весь 2015-й, первый квартал 2016-го, то увидим, что шли активные действия, вплоть до боевых действий на местах, диверсии. Поэтому мы должны понять: мир может быть временным. Стрельбы мало – это не значит, что всегда будет так. Поэтому мы всегда должны уделять максимальное внимание боеготовности армии. Это нам удаётся, и если мы заметили какие-то недостатки, мы их пытаемся постепенно устранять.

Возможно ли, что бюджет НКР перестроится в пользу обороны?

Конечно, мы зарегистрируем достаточно большой рост, но и будем вынуждены пойти на налоговые льготы. Спад поступлений будет в ряде отраслей, уже сейчас мы замечаем сокращение потока туристов - не только не армян, но и наших соотечественников из Республики Армения, из России, которые раньше подолгу приезжали на лето или привозили детей.

Что касается роста расходов на армию, то правительство призвало наших соотечественников перечислять средства в пользу армии, и мы предусматриваем значительные бюджетные и внебюджетные средства на решение ряда задач.

После апрельских событий какая-то часть людей переселилась в Армению и за её пределы. Что делается для их возвращения?

В Армению и за её пределы в основном выехали жители села Талыш. Жители села Матагис переехали, но в пределы Карабаха и на более короткое время. А жители села Талыш частично переехали в Армению, очень немногие – в Россию, а основная их часть находится в Карабахе. В Талыше жило чуть больше 500 человек. Большинство из них сейчас в Карабахе. А из других сёл выезжали единицы. Мы продолжаем политику репатриации.

В целом вопрос повторного заселения территорий пока окончательно не решается. Что этому мешает?

Мы много раз отмечали, что репатриация на освобождённых территориях невозможна в рамках государственного бюджета Арцаха, потому что он ограничен, его нужно направлять на инфраструктуры для действующих населённых пунктов. В Кашатагском районе есть некоторые успехи, в Шаумянском уже видны темпы развития, но на других территориях у нас есть финансовые задачи. Сейчас армяне всего мира должны вместе решить эту задачу.

Обсуждались ли возможности налоговых льгот для репатриантов?

Есть многочисленные льготы. Вопрос в другом: армяне всего мира не готовы направлять средства в первую очередь на заселение. Конечно, могут звучать аргументы: мы деньги перечисляем, а что с ними делают? Могу сказать, что каждая копейка, которая перечисляется в Карабах, направляется на социально-экономическое развитие и репатриацию. Если люди готовы сделать что-то сами, в обход Правительства,  мы и такую возможность даём. Мы хотим, чтобы меньше было тех, кто впустую говорит, жалуется, и больше стало тех, кто молча работает. Пока их немного, но есть примеры: люди приезжали, строили дома, кто-то – целое село, организовывали приезд, проводили различные социальные программы. Разные фонды так работают. Но того, что есть, недостаточно.

Какие задачи нужно решить, чтобы Карабах стал привлекательным направлением для туризма? Ведь все возможности для этого есть?

В первую очередь среди посетителей Карабаха мы представляем армян всего мира. Из Армении, Диаспоры. Конечно, когда иностранец слышит по новостям о том, что в Карабахе война, трудно приехать. Но когда избегают соотечественники… Сейчас активный сезон отпусков, можете поинтересоваться у тех, кто может себе позволить приехать. Спросите, сколько семей побывало в Карабахе. Мы призывали к этому, создали возможность. Пусть приедут с семьёй хотя бы на 3-4 дня, ознакомятся с Арцахом, с его историей. Так богата природа Арцаха, его культура, исторические ценности, что и я, хоть и родился и живу в Карабахе, всякий раз открываю что-нибудь новое. Конечно, люди хотят на море, но в Арцахе можно найти не меньше, чем на чужих берегах.

Через несколько дней Карабах будет отмечать годовщину независимости. Что было сделано, и достиг ли Арцах такого развития, какого мог бы достичь?

Мы использовали не то что не полностью – использовали лишь на малую часть возможностей. На 11,4 тыс квадратных метрах живёт всего 150 тысяч человек. Десятки тысяч квадратных километров необработанных земель,  неиспользуемый потенциал энергетики и горнорудной промышленности, перерабатывающей промышленности, плохо развито направление информационных технологий.

Да, нам удалось добиться роста почти во все послевоенные годы, а в последние годы темпы роста ещё увеличились. Есть успехи в энергетике, сельском хозяйстве, горнорудной промышленности. Но мало инвесторов. Наши соотечественники избегают инвестировать. Причин несколько – вероятность войны, экономические задачи. Поэтому мы должны обеспечить больше инвестиций, решать социальные вопросы.

Что делает государство для создания новых рабочих мест, которые могут привлечь не только местных жителей, но и потенциальных репатриантов?

Экономический рост – это как раз создание рабочих мест, в отраслях, которые я указал: сельское хозяйство, переработка, горнорудная промышленность, энергетика. Всё это -рабочие места. Больше всего в сельском хозяйстве. Здесь у нас серьёзная потребность в рабочей силе. В перерабатывающей промышленности тоже. Есть люди, которых не устраивает та работа, которая есть. Он хотят модных специальностей. Так во всём мире. Здесь мы тоже должны провести некоторую работу. Но то, что в Карабахе найдётся дело для каждого, можем заявить однозначно.

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Читать также:
Все
Самое