News
Лента
News
Суббота
Апрель 20
Вся лента


О концепции реформ конституции Нагорно-Карабахской Республики и политических вопросах страны корреспондент Новости Армении - NEWS.am побеседовал с оппозиционным депутатом парламента Нагорного Карабаха Айком Ханумяном. 

Господин Ханумян, на днях была обнародована концепция конституционных реформ Нагорно-Карабахской Республики. Она предполагает переход от парламентско-президентской к президентской системе государственного управления. Вы высказались против. Какую опасность Вы тут видите?   

Мы высказывались против еще с февраля, когда начались обсуждения среди парламентских фракций. В недостаточно развитых демократиях, как наша, конституции обычно меняют для воспроизводства власти. Для нас главное - институциональное развитие, но для этого нужны правила игры. Если меняешь их раз в 10 лет, обеспечение институтов не гарантировано. Основные партии, которые инициировали изменения, выступают за республиканскую модель. В том числе Дашнакцутюн, которая традиционно выступает за парламентскую модель управления, но выяснилось, что политические силы не представили никакого предложения. Создана комиссия при президенте, которая носила формальный характер, и основную работу проделал Грайр Товмасян, руководитель аппарата парламента Армении. Он прислал сюда какой-то текст, который и стал концепцией реформ. Это очевидная насмешка и над народом Арцаха, и над государственными структурами республики – особенно учитывая, что Товмасян встречался со всеми фракциями, и, во всяком случае, его аргументы, представленные мне, не выглядели адекватными. Думаю, мои коллеги тоже согласятся с этим. А смысл концепции оказался не совсем ясен, в частности связывание воедино выборов президента и парламента, вопросы вотума недоверия. То есть если президент выражает недоверие парламенту, автоматически проходят и президентские выборы, и наоборот.

Следующий вопрос, который нас беспокоит, тоже связан с воспроизводством власти. В концепции не видно, но в проекте изменений – уже появится вопрос о переходных положениях. Так вот, следующие президентские выборы панируется провести в 2020 г, тогда как второй срок действующего президента истекает в 2017 г. На 2017-20 гг предлагается ввести институт временного президента, которого на три года изберёт парламент. Конституция говорит, что президент не может избираться более двух раз подряд. Вопрос в том, что действующего президента парламент может избрать после двух сроков подряд, а потом президент может снова дважды выдвинуться кандидатом. Теоретически мы видим такую возможность, и, кажется, такое намерение у нынешнего президента есть.

Думаю, при таком повороте событий Арцах скатится в пропасть, из которой потом придётся выкарабкиваться нескольким поколениям.

После апрельской войны власти Арцаха заявили, что провели достаточно серьезные работы. Что Вы об этом думаете?

На передовой проведены достаточно серьезные инженерные работы. В менее крупном объёме мы видели эти работы и в ноябре-декабре. Сейчас работа ведётся по всей первой линии. Об оружии ничего сказать не могу, но надеюсь, что список вооружения, предусмотренный кредитом от России на 200 млн, претерпел существенные изменения, в том числе благодаря прозвучавшей критике. Надеюсь, что изменился в пользу более эффективных и менее дорогих видов вооружений. Прежний  список напоминал гонку вооружений, а сейчас цель – в балансировке. Азербайджан покупает более дорогое наступательное вооружение, мы покупаем недорогое, эффективное оборонительное, которое в рамках ОДКБ можем закупать со скидкой в 30%.

Словом, изменения есть, и надеюсь, они продолжатся, но отмечу, что от депутатов парламента в ноябре-декабре были серьезные замечания, связанные с армией. К сожалению, на эти замечания было обращено мало внимания. Трагические события в апреле показали, насколько было важно прислушаться к этим замечаниям и сделать вытекающие из этого шаги.

После апрельских событий, когда в Карабах прибыл бывший министр обороны НКР Самвел Бабаян, вы поддержали его, а от Бако Саакяна требовали его переназначить. За этим последовало нападение на Вас. Какова сейчас ситуация в Арцахе? Какие Вы видите методы политической борьбы?

Вопроса борьбы с властями не было - был вопрос развития политической жизни. Если власти, изменив Конституцию, допуская фальсификации, доведут страну до состояния, скажем, Азербайджана, конечно, возникнет вопрос борьбы с ними.

Возможно ли, по-Вашему, выполнение этих задач при действующей власти?

Срок полномочий президента истекает в 2017 г. Если у нас появится возможность провести честные выборы, то думаю, они станут стимулом развития для страны. Если в 2017 г Бако Саакян уйдёт с должности, он может остаться в истории как президент, при котором Карабах стал самодостаточным в производстве электроэнергии. А если продолжит, то ассоциации будут такие же, как, скажем, с  Алиевым - в Азербайджане постоянно меняют Конституцию, чтобы постоянно оставаться у власти. Тем не менее, надеюсь, что президент Саакян на такое не пойдёт. Но беспокойство есть, потому что со стороны его окружения есть давление.

Что касается Самвела Бабаяна, мы его рассматриваем как фактор повышения суверенности Карабаха. А смысл предложения назначить его министром обороны был в том, чтобы в повестку дня вошло требование закупки конкретных оборонительных вооружений, о чем Бабаян не раз говорил. Во время апрельской войны мы увидели, какие разрушения причинили беспилотники. Тогда как еще в 2013 г для властей была составлена целая программа для противодействия им. Следовательно, в политическом смысле, когда мы ставили требование, смысл был в том, чтобы вывести вопрос на повестку дня.

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Читать также:
Все
Самое