News
Лента
News
Четверг
Март 28
Вся лента


Независимость НКР  – не самоцель, это промежуточный шаг, который приведёт к воссоединению Армении и Арцаха. Об этом в  интервью Новости Армении - NEWS.am  заявил председатель Общественного совета внешней политики и политики безопасности Нагорного Карабаха Масис Маилян.

Какие, по-Вашему, выводы сделали власти Карабаха из апрельских событий? Что было сделано за это время?

В дни апрельской войны правительство Нагорного Карабаха создало оперативный штаб. Он координировал поддержку от армян Арцаха, Армении и Диаспоры. Сразу после войны началась работа по укреплению передовой. Недавно я побывал там с делегацией общественных и политических деятелей из Армении. Мы увидели, что эти суммы расходуются и на инженерные сооружения, и на другие задачи обороноспособности. Есть новшества, которые укрепят нашу безопасность, но  останавливаться на этом не нужно. Около половины суммы истрачено, работы активно продолжаются.

То есть общественные и экспертные круги могут следить за выполнением этих шагов?

Да, организовав этот визит, государство хотело представить своего рода отчёт армянскому обществу, и эта работа увенчалась успехом. В закрытом режиме Правительство представило отчёт и депутатам парламента НКР. Мы смогли пообщаться с руководителями силовых ведомств. Они придают большое значение тому, чтобы передовая была укреплена современной техникой и оборудованием. Это позволит лучше организовать боевое дежурство и избежать тех неожиданностей, какие были 2 апреля.

Годами нам говорили, что большая часть финансовых средств направляется на нужды армии, но апрельские события подняли очень серьёзные вопросы, которые можно было решить и имевшимися средствами.

Не могу сказать, что в целом мы не были готовы. Наша Армия обороны остановила противника. Кстати, до апрельских событий тоже делались шаги - та же установка видеокамер. Благодаря камерам на центральном направлении подразделения на передовой заранее узнали о танковом нападении и смогли предупредить удар, который должен был стать основным. А после апреля у нас есть такие возможности почти по всей линии соприкосновения. Важно, чтобы всё это продолжалось. И то, что идеология меняется, внушает надежду, что эти работы продолжатся быстрее. Мы всегда можем искать виноватых, и это справедливо. Но важно то, что мы делаем для того, чтобы апрельские события не повторились.

Нужно ли попытаться вернуть утраченные территории?

Я был на территориях от Аракса до Талыша и дальше, до административных границ Шаумянского района. В направлении Талыша мы потеряли позиции, но на том же направлении есть позиции,

которые мы вернули. Когда 5 апреля при вмешательстве России было достигнуто соглашение, уже было ясно, что для возвращения некоторых позиций возможности контрнаступления были ограничены, хотя такое желание и было.

Мы не должны мириться с нынешней ситуацией. У наших силовиков всегда присутствует мысль о том, что если противник допустит новую ошибку - как сделал это в апреле, начав войну - то наша армия обязательно воспользуется этой ошибкой и как минимум восстановит линию, которая была 1 апреля.

После апрельских событий стороны встретились в Вене, где договорились создать механизмы по расследованию инцидентов, расширить полномочия и состав команды личного представителя действующего председателя ОБСЕ. Насколько реалистично выполнение этих задач?

В смысле методологии это верное решение, потому что вначале  нужно укрепить режим прекращения огня, исключить какое бы то ни было военное вмешательство, и только после этого станет возможно обсуждать политические вопросы. Азербайджан противится этому и хочет применять дипломатию войны – пытается создавать напряжение на линии соприкосновения и за счёт этого  получить  дивиденды за столом переговоров. Если механизмы расследования будут применены, Азербайджан потеряет эту возможность. В последние годы они постоянно нарушали режим прекращения огня, но поскольку  международное сообщество не имело там наблюдателей, формально не могло  никого обвинить. Механизмы расследования должны дать эту возможность, Азербайджан хорошо это понимает и в Вене под давлением говорит: да, мы согласны расширить полномочия и внедрить механизмы, но с другой стороны, говорят: да, согласны  увеличить команду Каспшика, но только на 7-8 человек. То есть это очередной блеф, и все понимают: если хочешь иметь более постоянное наблюдение на передовой, наблюдать нужно 24 часа в сутки. Должны быть гражданские наблюдатели, которые будут фиксировать, в том числе при помощи техники, откуда и какие выстрелы производились. Азербайджан противится этому, понимая, что потеряет этот рычаг.

Мы должны обратить внимание международного сообщества и сопредседателей Минской группы ОБСЕ, что Азербайджан хочет продолжать так, как сейчас. Раньше Азербайджан вёл войну снайперов, потом стал засылать диверсантов, но поскольку ни Ереван, ни Степанакерт не уступили, Баку попытался усилить давление, вместо огнестрельного оружия перешёл на танки и «смерчи». Это и привело к апрельской войне.

Какова главная цель народа Карабаха: независимое государство или объединение с Арменией?

Народ  Арцаха начал борьбу как раз вокруг идеи объединения. Просто в последние годы СССР был принят закон, который позволял автономным образованиям самим решать своё будущее. Тогда было решено, что важнейшая задача – юридическое отделение от Азербайджанской ССР, что потом позволит продолжать путь к объединению. Народ Арцаха выразил свою волю на многих референдумах, общегосударственных выборах. Если взять результат этих голосований, то получится, что армяне Арцаха стремятся к независимости. Моё личное  мнение таково: независимость – не самоцель, это промежуточный шаг, который приведёт к воссоединению Армении и Арцаха. После признания независимости вопрос перейдёт с международного уровня на национальный, и мы сами – армяне Арцаха и граждане Армении – решим наше будущее.

То есть, пока мир не признал независимость Нагорного Карабаха, вы не считаете целесообразным начинать процесс воссоединения с Арменией?

Конечно, этого хотим мы все. Но мне кажется, самый короткий путь – через независимость. Если воссоединение начнётся сейчас, оно может  создать определённые трудности для Армении. Есть разные точки зрения о том, как достичь  воссоединении, но кажется, все  выступают за это. Но нужно подумать, какой путь самый короткий и удобный, с наименьшими потерями.

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Читать также:
Все
Самое