News
Лента
News
Среда
Апрель 24
Вся лента

Борьба за сферы влияния между Саудовской Аравией и Ираном обостряется. Обозреватели даже не исключают начала новой крупномасштабной войны в регионе. На переднем крае оказались Йемен и Ливан, где проживает многотысячная армянская община: около 150 тыс. человек.  В Ливане находится  резиденция Католикоса Великого дома Киликийского.

Слишком много игроков задействованы на  Ближнем Востоке: ситуация стала опасной

В Ситуации на Ближнем Востоке  замешано слишком много игроков, и взаимосвязи между ними довольно сложные. Судя по всему, США выстраивают единую линию с Израилем, ОАЭ и Саудовской Аравией против России, Ирана, Сирии, «Хезболлы». При этом Москва сближается с саудитами на фоне сокращения производства ОПЕК, пытаясь поднять цены на нефть. Но недавно Россия заключила соглашение с нефтяной компанией Ирана о реализации проектов стоимостью $30 млрд.

Россия не поддержит нападения на Иран. И Иран не допустит, чтобы нападения на Ливан и «Хезболлу» остались без ответа. Все это настроено на то, чтобы спровоцировать рост цен на нефть, и все, кто вовлечен, прекрасно с этим справляются. Потому что они могут покупать больше оружия с дополнительной выгодой.

Эр-Рияд грозит соседям

Отношения Саудовской Аравии с Ираном обострились еще в январе 2016 года, когда казнь саудитами шиитского проповедника и последовавший разгром дипмиссии Саудовской Аравии в Иране привели к разрыву дипломатических отношений между двумя странами.Спустя полтора года, — очередная волна воинственных заявлений Тегерана и Эр-Рияда в адрес друг друга.

Как отмечают эксперты, в случае начала войны с Ираном Эр-Рияд будет вынужден одновременно вести боевые действия с «Хезболлой» в Ливане и хуситами в Йемене. Так что эта война может полностью истощить ресурсы Саудовской Аравии.

Борьба за власть в ближневосточном регионе ведется между преимущественно шиитским Ираном и суннитской Саудовской Аравией, которая также выступает против иранского союзника, ливанского шиитского движения «Хезболла». Это самая мощная политическая и военная сила в Ливане, пишет о ней The New York Times. Только ей разрешили сохранить оружие после окончания гражданской войны в стране, напоминает The Atlantic. Группировка неоднократно заявляла, что импортирует в Ливан современные ракеты. Во многих странах, в том числе в США и Канаде, она признана террористической.

Օбострение отношений Саудовской Аравии с Ираном происходит на фоне подковерной борьбы за власть в Эр-Рияде. Политический кризис в монархической династии налицо, и этот фактор может ослабить позиции Саудовской Аравии в Персидском заливе.

Иран, напротив, будет усиливать свои позиции вокруг границ Саудовской Аравии. Речь идет о Сирии, Ливане, Ираке и Йемене. Во всех этих четырех странах Иран укрепляет свои позиции для того, чтобы лучше подготовиться к возможной будущей войне с Саудовской Аравией.

Будет ли война: Эр  Риад ограничился маленькой победоносной войной

 Опрошенные газетой The New York Times аналитики считают, что вооруженный конфликт между  Ливаном и Саудовской Аравией странами маловероятен.  Саудовская Аравия не способна вести такую войну, и Израиль не хочет ее сейчас. По мнению экспертов, при таком большом количестве активных конфликтов в регионе любые действия Саудовской Аравии увеличат риск нового — случайного конфликта.

«Есть так много детонаторов и так мало коммуникации, что риски «взрыва» велики, а шансов, что все будет хорошо, мало», — рассказал NYT вице-президент Международной кризисной группы и бывший помощник президента США Барака Обамы по делам Ближнего Востока Роберт Малли.

По словам заведующего кафедрой международных отношений Американского университета науки и технологии в Ливане Георга Месси, события с участием премьер-министра Ливана Саада Харири говорят о желании Саудовской Аравии дестабилизировать обстановку в Ливане и уничтожить «Хезболлах» после собственных неудач в регионе: «Саудиты взрывают обстановку в Ливане, так как потерпели поражение в Сирии, в Ираке ничего не могут сделать и в Йемене никак не могут решить вопрос, но есть одно место, где почва готова – это Ливан. Им безразлично, что здесь будет».

Союзником Саудовской Аравии против Ирана в этом случае может стать Израиль, Мухаммед бен Салман мог тайно посетить страну, писали СМИ. «Саудовская Аравия и Израиль могут быть стратегически параллельны, но не параллельны тактически», — сказал The Guardian бывший посол США в Израиле, а теперь сотрудник Института исследований национальной безопасности в Тель-Авиве Даниэль Шапиро.

Премьер-министр Ливана Саад Харири 4 ноября объявил о своей отставке с поста премьера Ливана, находясь в Эр-Рияде. Он обвинил шиитское движение «Хезболлах» и Иран в разжигании розни в Ливане и арабском мире и заявил, что узнал о готовящемся на него покушении. Лидер движения «Хезболлах» Хасан Насрулла заявил, что причины отставки Харири нужно искать в Саудовской Аравии, а МИД Ирана назвал обвинения со стороны Харири безосновательными. Хасан Насрулла также заявил, что Эр-Рияд вынудил Харири подать в отставку и, возможно, удерживает его в Саудовской Аравии принудительно.

Все упирается в деньги: в доме Сауда финансовый кризис

Денежные потоки принцам просто недоступны. И основным фактором в этом является цена на нефть. Подавлением десятков принцев и других влиятельных лиц удалось добиться того, чего не удавалось добиться на всех встречах ОПЕК в отношении цены на нефть: спровоцировать ее рост. Но сокращение резервов отражает долгосрочную проблему.

Еще одним признаком того, что деньги стали реальной проблемой в Эр-Рияде, является отложенное IPO Saudi Aramco, флагманской нефтяной компании, стоимостью предположительно $2 трлн.

Есть еще 15 тыс. принцев и принцесс, которые живут за счет предполагаемого богатства королевства. Это означает, что поскольку страна ничего не производит, кроме нефти, 1 тыс. человек на 1 тыс. молодых людей не делают ничего и только тратят деньги, которых больше нет.

Саудовская Аравия теряет деньги на каждый баррель, который она производит. Есть свидетельства того, что она понижает точку безубыточности. Падение точки безубыточности на 25% всего за год кажется слишком хорошим. Более того, основные конкуренты, такие как Иран, по-прежнему будут иметь гораздо более низкую точку безубыточности. Поэтому, даже если цены будут расти дальше, Саудовская Аравия достигнет реальной точки безубыточности, только когда Иран станет намного богаче.  Саудовская Аравия, крупнейшая нефтяная страна ОПЕК, также является лидером, когда речь идет о сокращении цены на нефть, которую страна смогла достичь для баланса в своем бюджете.

В следующем году королевству потребуется цена в $70 за баррель, чтобы выйти на самоокупаемость, заявил во вторник МВФ. Точка безубыточности упала с отметки $96,60 за баррель в 2016 г., что является самым большим падением среди восьми нефтепроизводителей в странах Персидского залива.

Производители нефти в Персидском заливе сокращают расходы и отменяют субсидии, после того как в 2014 г. нефть упала с более чем $100 за баррель до чуть более $50 в этом году.

В среднесрочной перспективе нефть будет торговаться по цене от $50 до $60 за баррель, считают в МВФ.

Поэтому тщательная зачистка королевской семьи, возможно, неизбежна, хотя и очень рискованна. Король Салман и кронпринц Мухаммед бин Салман выступают против очень большой группы действительно богатых людей.

Семейные разборки в Саудовской Аравии: бюджет пополнят за счет «падших» принцев

А все началось с тайных обсуждений в 2014 г., касающихся возможного «устранения» короля Абдуллы. Было принято решение избавиться от принца Бандара бин Султана, а затем активно оспаривать деятельность салафитов-джихадистов в Сирии - и сменить контроль над аппаратом безопасности Мухаммеда бин Найефа.

Власть разделилась между тремя основными кланами: королем Салманом (и его любимым сыном принцем Мухаммедом), сыном принца Найефа (другого принца Мохаммеда) и, наконец, сыном умершего короля (принцем Митебом, министром Национальной гвардии).

Король Салман позволил Мухаммеду бин Салману  управлять этим шоу. В итоге дом Сауда потерял контроль над сменой режима в Сирии и увяз в непримиримой войне с Йеменом, которая, помимо этого, мешает бин Салману эксплуатировать Руб-эль-Хали, обширную песчаную пустыню на Ближнем Востоке. Саудовское казначейство вынуждено проводить заимствования на международных рынках.

Между тем, 32-летний кронпринц проводит опасную, импульсивную и агрессивную региональную политику, которая включает в себя усиление напряженности с Ираном, катастрофическую войну в Йемене и блокаду союзника Катара.

Эта региональная политика представляет собой катастрофу для миллионов людей, которые пострадали от ее последствий, в том числе голодающих людей Йемена, а также для Саудовской Аравии.

Сейчас банки Саудовской Аравии заморозили более 1200 счетов,  принадлежащих отдельным лицам и компаниям в королевстве, в рамках антикоррупционного расследования, проводимого в отношении правительства. Они добавили, что это число продолжает расти.

Десятки членов королевской семьи,   должностных лиц и руководителей предприятий задержаны в ходе репрессий, им предъявлены обвинения в отмывании денег, взяточничестве, вымогательстве и злоупотреблении должностным положением с целью получения личной выгоды.

Правительство Саудовской Аравии намерено конфисковать денежные средства и другие активы на сумму до $800 млрд в ходе антикоррупционного расследования в отношении элиты королевства. Среди задержанных числятся несколько видных бизнесменов, более 60 принцев, официальных лиц и других влиятельных саудитов. Центробанк страны заявил в конце вторника, что он заморозил банковские счета «лиц, представляющих интерес».

Таким образом, обострение отношений Саудовской Аравии с Ираном происходит на фоне подковерной борьбы за власть в Эр-Рияде. Политический кризис в монархической династии налицо, и этот фактор может ослабить позиции Саудовской Аравии в Персидском заливе.

По материалам The New York Times,  «Вести»,  DW, , Tvrain

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Самое