News
Лента
News
Суббота
Апрель 27
Вся лента

Корреспондент Новости Армении - NEWS.am Ани Афян встретилась на Мальте с дирижером Государственного симфонического оркестра Армении Сергеем Смбатяном. Беседа состоялась в рамках Дней армянской культуры на Мальте и Международного музыкального фестиваля, резидентом которого стал Государственный симфонический оркестр Армении.

Целиком. Без остатка. На износ. 
Глядя на сцену, понимаешь - по-другому Смбатян не умеет. Как и всякий, кто знает, куда держит путь. 
Харизматичный и сложный, Сергей мыслит большими категориями, придумывая на ходу новые слова. Емкие, точные - они звучат настолько органично, словно всегда были, а не взялись только что. 
Пропуская второстепенное, он обращается к главному. В работе, жизни и в быту. Его жизненная философия, утверждает он, заключается в трансляции доброй энергии. Через музыку, в том числе. 
Имея всего 20 минут на интервью, я хочу спросить о личном. Но вскоре убеждаюсь: о чем бы он ни говорил, все равно получается о музыке.

 - Хорошо, смеется Сергей, - что вы хотите узнать?

 Например, считаете ли вы себя красивым? 

«Красота» - понятие относительное, особенно применительно к человеку. Если имеете в виду внешние данные, то нет, я себя красивым не считаю.

Скромным?..

Быть скромным значит довольствоваться тем, что в конкретном обществе принято считать таковым. Если рассматривать понимание, которое наше общество вкладывает в это слово, то, наверное, я считаю себя не то чтобы скромным, а скорее скромноподобным человеком, поскольку удовлетворяюсь теми материальными благами, которые необходимы для нормального качества жизни. 

Что вы понимаете под нормальным качеством жизни?

Возможность заботиться о здоровье, путешествовать и слушать хорошую музыку. Однако есть много людей, которые за эти же деньги покупают нечто совершенно другое.

Давайте уточним. Сколько денег достаточно вам?

Как музыкант я живу музыкой, и ничего вне музыки мне неинтересно. Мне достаточно столько денег, чтобы не думать о быте, которое убивает то время, которое я мог бы посвятить музыке. 

Будучи руководителем оркестра, удается создать ту обстановку, при которой ваши музыканты думали бы только о музыке?

Пытаюсь с этим справиться. Конечно, бытовые проблемы доминируют во время дискуссий о потребностях оркестра. Но я счастлив, что с оркестром работает та административно-комплексная команда, которая изо всех сил старается оградить музыкантов от финансовых проблем, с которыми, будьте уверены, сталкиваются все оркестры мира. Конечно, чтобы содержать оркестр, нужны большие финансы. Но хочу сказать, что наш оркестр мыслит намного глобальней, чем те финансы, которые у нас есть.

Расскажите об оркестре. Как бы вы его охарактеризовали?

Мы - команда амбициозных романтиков, которые, будучи студентами консерватории, сформировали оркестр. Три года изо дня в день мы жили этой идеей, создавали ту атмосферу, которая по сей день диктует, как развиваться и двигаться вперед к международным вершинам. 

Можно сказать, что по большому счету конечной целью в жизни музыканта является слава и деньги?

Мир, в котором мы живем, переполнен людьми, в том числе музыкантами, с необъятными амбициями быть известными и богатыми. Однако, на мой взгляд, эти идеи уже стары и неинтересны. Я думаю, артист всегда должен быть на пути к чему-то новому, любопытному.

Создать новое представляется почти невозможным сегодня...

Да, действительно. Но я бы хотел пояснить: речь идет о том, как артист работает в искусстве, как адаптирует в себе тот или иной материал и потом выдает то, что развивалось и выросло в нем. Это уникальное понимание того или иного произведения, неповторимый опыт осознанного контактирования со средой. В этом и заключается новизна, и это то, что по-настоящему ценно и интересно. 

Борьба с собой - обязательное условие для саморазвития?

Если это борьба ради борьбы, то в этом мало смысла, и на это уходит много энергии. Да, артист должен быть в поисках. Не стоит постоянно пребывать в зоне комфорта и делать только то, что легко дается. Это убивает творческое мышление. Но борьба ли это, сложно сказать.

Талант - больше дар или бремя?

Столь ли это важно? Проблема в том, чтобы понять, приятно ли человеку, наделенному, скажем, паранормальными способностями, быть их обладателем или нет? Какую жизнь он в итоге выберет?

Ведь можно быть очень талантливым, но так и не реализовать себя. И часто проблема не в отсутствии возможности, а в отсутствии желания.

Приведу пример из личной жизни. Я получил хорошее образование за рубежом. Учился с обеспеченными и феноменально одаренными людьми, восхищался ими в течение двух лет. Я видел их каждый день и поражался: ну как, как можно быть такими талантливыми?!

Прошло 10 лет. Никто из них не занимается музыкой. Совсем. 

Вы начали как скрипач, а продолжили как дирижер...

Не сложилось с инструментом, решил подирижировать. (смеется)

И все же почему не исполнительство? В чем разница между исполнителем и дирижером?

Это разный химиооборот в организме человека. Солист много часов работает с самим собой, пытается заниматься самоконтролем. Тот же самоконтроль, но уже в работе с оркестром - кардинально другой. Это другой ритм жизни и другая скорость мышления.

Что в работе доставляет наибольшее удовольствие?

Момент, когда извлекаешь из себя энергию, чтобы передать этот заряд оркестру. Вот перед тобой сидит, например, 100 человек, и нужно найти в себе столько энергии, чтобы донести ее до каждого. Это невозможно описать словами. Есть в этом что-то художественно-мистическое.

Когда мне было 18 лет, состоялся мой первый концерт в качестве дирижера. После я понял, что это именно та профессия, которая мне безумно интересна, и это то, чем я хочу заниматься всю жизнь.

Я думаю, что когда человек ловит себя на этой мысли, он обретает то самое счастье, о котором мы так много говорим. 

Работая с большим количеством музыкантов, что, вы, например, не можете себе позволить?

Намного проще сказать, что я могу себе позволить (смеется).

С первых дней существования оркестра мы установили правило, которое гласит: мы все на равных, потому что каждый из нас имеет свою зону ответственности. У кого-то она больше, у кого-то она ответственнее, у кого-то она сентиментальней, но она есть, и каждый должен вложиться по максимуму.

Почему вы дирижируете преимущественно без палочки?

Ее можно потерять или забыть (смеется).

Все дело в энергопотоке, в желании напрямую передавать энергию оркестру, без дополнительного звена. Кроме того, мне нравится то обстоятельство, что для создания творческого процесса на сцене не нужно никакого предмета.

Вы делите музыку на классическую и популярную?

Для меня нет такого понятия, как классическая музыка. Есть музыка и все остальное. Другими словами, есть суперкачественные поп-произведения, которые я считаю музыкой, а есть некачественная классика, которую я воспринимаю как набор звуков. Думаю, коллеги со мной согласятся. 

Путешествуя по миру и представляя в том числе армянскую культуру, как вы рассказываете об Армении людям, которые впервые о ней слышат? Это страна...

Маленькая, но с глобальным национальным мышлением. Мало стран, у которых намного меньше госинтересов, чем национальных интересов. Мы - такое государство.

Символ национального достояния? Первое, что приходит в голову...

Арам Хачатурян. Его Скрипичный концерт - первое, с чего надо начинать знакомство с армянской музыкой.

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Самое