Продолжающаяся политическая драма в Армении усилилась в середине мая, когда премьер-министр Никол Пашинян, отреагировав на решение суда об освобождении бывшего президента Роберта Кочаряна, призвал своих сторонников блокировать входы и выходы в здания судов, чтобы начать «второй этап» Бархатной революции. 5 июня Пашинян объявил о плане создания единого антикоррупционного суда с целью очищения судебной системы Армении от коррупции, пишет Atlantic Council.
Эти события подчеркивают усилия Пашиняна по легитимизации самого себя и послереволюционного видения его правящей коалиции в отношении Армении. Для этого Пашиняну и его правительству необходимо будет провести ключевые реформы, которые он обещал, возглавив массовое протестное движение, свергнувшее бывшее правительство и возвысившее его до премьера страны в апреле 2018 года.
Осмысленная борьба с коррупцией имеет первостепенное значение среди этих реформ. Судьба бывшего президента Украины Петра Порошенко, другого постреволюционного лидера, должна показать Пашиняну опасность невыполнения обещаний по борьбе с коррупцией в судах. Порошенко убедительно победил политический новичок, комик Владимир Зеленский. Чтобы обеспечить собственное политическое выживание, Пашинян должен проявить себя как последовательный и неутомимый двигатель реформ в Ереване и за его пределами.
Как и украинцы, армяне десятилетиями страдали от последствий широко распространенной и в основном неконтролируемой коррупции. По словам Джона Хефферна, бывшего посла США в Армении, «проблема коррупции тормозит развитие Армении и является источником недовольства армянского народа». Армения набрала всего 35 баллов 100 по индексу восприятия коррупции (ИПЦ) Transparency International 2018 года.
Пашинян извлек выгоду из бездействия своих предшественников и страданий, порожденных десятилетиями коррупции и экономического застоя, чтобы подпитать свое политическое господство в Ереване в прошлом году. Как и Порошенко, Пашинян обратился к недовольным армянам, пообещав порвать со статус-кво. Его новая Армения будет свободна от олигархического контроля над политическими и экономическими возможностями. Политика будет вестись как никогда раньше с конкурентными, прозрачными демократическими выборами и активным участием граждан в политическом дискурсе.
Спустя чуть более года после «бархатной революции» большинство наблюдателей, похоже, согласны с тем, что Пашинян и его правительство до сих пор сдержали обещания и остаются искренними в отношении планов искоренения коррупции. Уверенность Пашиняна в успехах его правительства стала очевидной, когда он заявил в ноябре прошлого года, что «в Армении больше нет олигархов».
Кроме того, что особенно важно, у Пашиняна есть внутренняя поддержка и импульс, чтобы следить за прогрессом, достигнутым до сих пор в реформировании политической системы Армении. Его популярность сохраняется. По последним опросам, рейтинг одобрения Пашиняна составляет 81,6%, а 75,8% респондентов назвали антикоррупционные меры величайшим достижением правительства в прошлом году. Хефферн надеется, что Пашинян и его правительство продолжат эти усилия агрессивно и справедливо.
Однако делать вывода на данном этапе пока рано.. Во время своей предвыборной кампании 2014 года Порошенко много говорил о борьбе с коррупцией. Он пообещал очистить Киев и критические секторы страны от флагманской экономики от олигархического влияния. Украинцы положительно отреагировали на это и другие обещания Порошенко, , в результате чего он получил 56 процентов голосов в 2014 году.
Однако для подлинного демонтажа политико-экономической системы, основанной на коррупции, которая требует выхода за рамки частично выполненных предвыборных обещаний и слабого применения антикоррупционных законов, требуется огромная политическая воля. По словам Джона Хербста, бывшего посла США в Украине, Порошенко действительно ударил по коррупции, особенно в газовом, банковском секторах и государственных закупках. Но в тех областях, где он пользовался наибольшим влиянием в качестве президента, а именно в судах страны и прокуратуре, бывший президент Украины мало что сделал.
Последствия бездействия Порошенко были драматичными. Его рейтинг одобрения упал с почти 50 процентов летом 2014 года до 17 процентов в конце 2015 года.
Когда Порошенко баллотировался в качестве действующего президента на недавних президентских выборах в Украине, явное отсутствие значимых изменений в стране дорого ему стоило. Его предвыборная борьба с политическим неофитом Зеленским подтвердила, что неспособность очистить Украину от коррупции была политически фатальной.
Конечно, Пашинян не Порошенко. Он - журналист, ставший революционером, который сидел в тюрьме после того, как навлек на себя гнев бывшего режима; Порошенко - профессиональный политик с многомиллиардным кондитерским бизнесом, который поддерживал связи с самыми печально известными украинскими олигархами и системой, которой они управляли. Но оба пришли к власти, пообещав полностью пересмотреть коррумпированные политические системы, которые они унаследовали, и предоставить более справедливую и прозрачную политику утомленному коррупцией населению.
Таким образом, политическое поражение Порошенко должно послужить предостережением для Пашиняна и его правительства. В 2018 году армяне вышли на улицы, чтобы демонтировать старую систему и вступить в эру политических, экономических и общественных преобразований, как это сделали их украинские коллеги четырьмя годами ранее. Если Пашинян докажет, что его первые шаги являются частью решительных и долгосрочных усилий, направленных на то, чтобы окончательно уничтожить влияние коррупции на Армению, он, его правительство и армянский народ пожнут плоды нового и обнадеживающего статус-кво. Однако, если препятствия окажутся слишком большими или срочность проведения быстрых реформ неубедительна, Пашинян может столкнуться с той же судьбой, что и Порошенко, когда армяне пойдут на выборы в 2023 году.