News
Лента
News
Четверг
Апрель 25
Вся лента

Вооруженным силам Греции поручено перехватывать и отражать воздушные и морские вторжения все более и более неустойчивой и агрессивной Турции, что свидительствует о дисфункциональных отношениях в основе архитектуры безопасности НАТО в Восточном Средиземноморье.

Каждый день истребители двух стран вступают в фиктивные воздушные бои над восточными границами Греции, маневрируя «технические убийства», когда один пилот фиксирует свои ракеты на самолете противника, одним нажатием кнопки, которая отделяет этот опасный танец от войны. Иногда это может оказаться смертельно опасным: в декабре прошлого года греческий пилот погиб при перехвате турецких самолетов.

«В течение почти 30 лет в Эгейском море нам приходилось иметь дело с нашими соседями самостоятельно», - объяснил командир базы полковник Димитрис Джаннопулос.

Действительно, напряженность в отношениях между Грецией и Турцией не нова, но открытие богатых залежей газа и нефти  нефти в Восточном Средиземноморье меняет баланс сил в регионе в то время, когда явный отход Турции от НАТО вызывает тревогу в Вашингтоне и Афинах.

«Иногда мне кажется, что всякий раз, когда высшее должностное лицо  Турции делает заявление, он подразумевает войну», - заявил VICE News https://www.vice.com новый министр обороны Греции Никос Панайотопулос. «Война в Сирии. Война на Ближнем Востоке. Война в Эгейском море. Если это не агрессивная риторика, то что это за риторика?».

За последние несколько лет Греция, Кипр и Израиль провели серию широкомасштабных военных учений, направленных на расширение сотрудничества между их  воздушными  и военно-морскими силами, одновременно продвигаясь вперед с амбициозной схемой строительства трубопровода, транспортирующего недавно обнаруженные нефть и газ на рынки Евросоюза. Цель в том, чтобы укрепить отношения между союзниками, одновременно уменьшая зависимость Европы от российских энергоресурсов. Однако  невозможно рассматривать эти шаги в отрыве  от более широкой стратегической картины региональных держав, воинственной риторикой президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и растущего имиджа Турции как источника региональной нестабильности.

Последним источником напряженности между союзниками по НАТО является отправка Турцией буровых кораблей в сопровождении военных кораблей в кипрские воды.

Греция обязана защищать территориальную целостность Кипра, а посягательство Турции на территорию островной республики является источником растущей обеспокоенности Афин.  Турция оккупировала северную половину острова и претендует на право добывать нефть в кипрских водах, что осудили ЕС и США.

«Мы хотим мира в регионе. Мы не хотим никаких конфликтов. Но в то же время, чтобы сохранить статус-кво в его нынешнем виде, мы занимаем очень уверенную и решительную позицию против поведения Турции », - сказал Панайотопулос.

Но Эрдоган не облегчает задачу. Недавняя покупка современных российских зенитных ракет С-400 привела к исключению Турции из программы истребителей F-35.  Эрдоган, однако, кажется, не обеспокоен дисциплинарными мерами НАТО и выразил заинтересованность в покупке альтернативного российского самолета Су-57. Он также продолжает свои угрозы вторгнуться в северо-восточную Сирию.

В этом контексте растущие оборонные отношения между Соединенными Штатами и Грецией, которые проявляются в безвозмездной передаче оборудования, повышении квалификации и расширении использования стратегически привлекательных объектов, таких как объединенная военно-воздушная база в бухте Суда на Крите, можно интерпретировать как потенциальный запасной вариант на случай если отношения Вашингтона и Анкара необратимо ухудшатся.

Стратегическое положение Греции в месте встречи Европы, Азии и Северной Африки в сочетании с растущим интересом России к Средиземному морю и использованием Путиным  энергии в качестве дипломатического инструмента, делает регион еще более интересным для Америки после десятилетий маргинализации.

Джеффри Пайетт, американский посол в Греции, является активным сторонником улучшения военных связей между США и Грецией и новых греческих альянсов в области энергетики и обороны.

«Восточное Средиземноморье на протяжении многих лет считалось само собой разумеющимся», - сказал Пайетт. «Но сегодня это регион, который находится в игре. Мы видим, что Россия играет более заметную роль, Китай заявляет о себе, Иран... Все это конкуренты, бросающие вызов порядку, который Соединенные Штаты пытались поддержать в Европе и во всем мире ».

Несмотря на растущую напряженность, Пайетт подчеркнул, что новый дух расширения сотрудничества не должен рассматриваться как прямой вызов Эрдогану.

«Я думаю, что было бы ошибкой считать, что развивающиеся рамки сотрудничества в восточной части Средиземного моря являются анти-турецкими», - добавил Пайетт. «Греция и США очень заинтересованы в том, чтобы сделать все возможное, чтобы Турция осталась на якоре  Запада и  западных институтов».

Пайетт возложил на Турцию ответственность за спокойствие в регионе. «Соединенные Штаты очень надеются, что Турция вернется к тому, чтобы стать стабилизирующим фактором, а не наоборот»,

Греческие чиновники менее оптимистичны. На вопрос о том, может ли новая система альянса стать явно ориентированной на турецкие угрозы, министр обороны Панайотопулос сказал: «Теоретически он может превратиться в оборонительный альянс». Он подчеркнул, что Греция, скорее всего, вернулась бы к тому, чтобы Турция стала неотъемлемой частью архитектуры безопасности НАТО в регионе.

 «Мы должны быть готовы к любому развитию событий. Это означает поддержание боеготовности и возможностей наших вооруженных сил, а также работу и расширение наших стратегических альянсов с другими ключевыми игроками в регионе, такими как Кипр, Израиль и Египет», - добавил он.

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Самое