Вторник
Март 19

Под южной Европой спрятан потерянный континент. Исследователи создали самую детальную реконструкцию этого континента.

Потерянный континент «Большая Адрия» появился около 240 миллионов лет назад, после того как откололся от Гондваны, южного суперконтинента, состоящего из Африки, Антарктиды, Южной Америки, Австралии и других крупных континентальных массивов,  сообщает журнал Science.

«Большая Адрия» была большой, простираясь от нынешних Альп вплоть до Ирана, но не весь он был над водой. Скорее всего, это была цепочка островов или архипелагов, считает ведущий автор  исследования Доу ван Хинсберген.

Хинсберген и его команда провели десятилетие, собирая и анализируя породы, которые когда-то были частью этого древнего континента. Хинсберген сообщил, что горные пояса, где находятся эти скалы Большого Адриана, охватывают около 30 разных стран. «У каждой страны есть своя геологическая разведка, свои карты, свои истории и свои континенты», - сказал он. С помощью этого исследования «мы собрали все это в одну общую картину».

Земля покрыта большими тектоническими плитами, которые движутся. Большая Адрия принадлежала Африканской тектонической плите (но не была частью Африканского континента, так как между ними был океан), которая медленно скользила под Евразийской тектонической плитой, которая сейчас является южной Европой.

Около 100–120 миллионов лет назад Большая Адрия врезалась в Европу и начала погружаться под нее, но некоторые камни были слишком легкими и поэтому не погружались в мантию Земли. Это смятые горные цепи, такие как Альпы.

Хинсберген и его команда изучили ориентацию крошечных магнитных минералов, образованных первобытными бактериями в этих породах. Бактерии создают магнитные частицы, чтобы ориентироваться в магнитном поле Земли. По словам Хинсбергена, когда бактерии погибают, магнитные минералы остаются в осадке.

Со временем осадок вокруг них превращается в камень, замораживая их в том направлении, в котором они находились сотни миллионов лет назад. Хинсберген и его команда обнаружили, что во многих из этих регионов породы претерпели очень большие вращения.

Более того, команда Хинсбергена собрала большие камни, которые раньше были единым целым, например, в поясе вулканов или большом коралловом рифе. По его словам, движущиеся разломы разбросали камни «как кусочки разбитой плиты».

Это похоже на большую головоломку, сказал Хинсберген. «Все кусочки перемешаны, и я потратил последние 10 лет, чтобы разгадать головоломку». Исследователи использовали программное обеспечение для создания подробных карт древнего континента и подтвердили, что он двигался на север, слегка поворачиваясь, а затем столкнулся с Европой.