News
Лента
News
Среда
Апрель 24
Вся лента

В связи с отмечаемым 10 декабря днем борьбы за права человека корреспондент Новости Армении – NEWS.am побеседовала с первым омбудсменом Армении, правозащитником Ларисой Алавердян.

Прежде всего хочу отметить, что это не праздник. Это день борьбы за права человека. Именно в этот день была принята Всеобщая декларация прав человека в 1948 г ООН. Великая женщина Элеонора Рузвельт, возглавлявшая комиссию по созданию Декларации. Вся Декларация не столько фиксация результатов, сколько постановка цели. Тезис о целях остается в силе и останется в силе всегда. Мы должны четко понимать, что это день, когда необходимо подвести итоги того, что и как сделано, что еще необходимо сделать, какие группы людей или отдельные личности оказались в ситуации нарушенных прав человека. Мы должны понимать, что нету дня, когда все скажут – все права человека защищены. Нарушения прав человека это не только системное, режимное или иное явление – это еще и проявление человеческой натуры, склонной как к добрым, так и недобрым делам.

Как бы Вы охарактеризовали ситуацию с правами человека в Армении?

Прежде всего не надо забывать, что вообще революция и права человека это не совсем од. Как правило, революция несет с собой такое понимание ситуации, как «поступать по усмотрению», исходя из революционной необходимости. В то время как права человека это высокая планка, приоритет права, и равенство всех перед законом. В такой период, когда все говорят о революции, когда это артикулируется, права человека оказываются в уязвимом состоянии. У нас это состояние мы наблюдаем. Причем все это понимают. Просто одна часть публики настроена на радость в связи с тем, что с их нелюбимыми лицами поступают вот так, а не иначе. Мне как-то прямо сказали «о каких правах человека вы говорите, разве это люди». Это негативная ситуация, в которой оказалась часть армянского общества, и неважно кто сколько лайков набирает и крикливых статусов пишет. Мы должны понимать, что это всего лишь часть, и эта часть, между прочим, будет не самая защищенная с точки зрения прав человека. Не с точки зрения знакомых людей, а с точки зрения прав человека. Потому что те, кто обычно восторгаются действиями в пользу революционной сообразности, как показывает опыт, они страдают в первую очередь, уже потому, что есть непонимание и искажение самого сознания. А еще потому, что они поступают неправым образом, в прямом смысле этого слова, не в согласии с правами человека.

Можно ли неправыми шагами строить правовое государство?

Никак нельзя, я уже несколько раз говорила: мы не первые, надо просто вспомнить это. Обычная хорошая публика, которая входит в состояние эйфории, и на этом пути строит иллюзии о том, что можно неправовыми методами строить правовое государство. Все попытки конца 20-начала 21 века показали тщетность и вредность таких иллюзий.

Как обстоят дела с институтом правозащитников в нашей стране?

Выяснилось, что часть правозащитников, рьяно боровшихся, как нам казалось, против определенных негативных явлений, на самом деле боролись против определенных лиц. Вот где, как говорится, зарыта собака. Это даже не политизировано, ничего подобного. Это работа в пользу группового интереса. Это достаточно сильный удар по правозащите в нашей стране. Я всегда склонна больше ожидать от общественных организаций, СМИ. Но и тут мы не первые на этом пути. Желание показать, что «мы достигли цели», вредоносное, и выявляет уязвимость нашей правозащиты.

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Самое