News
Лента
News
Среда
Апрель 24
Вся лента

Дав мне это имя, меня обязали к тому, что я должен прожить с честью. Об этом говорит 26-летний Амазасп Бабаджанян, историк по специальности.

Родственник главного маршала бронетанковых войск, Героя СССР Амазаспа Бабаджаняна, в честь которого его и назвали, с гордостью вспоминает рассказы своего деда о месте рождения маршала - Чардахлу, контактах родственников и односельчан с Бабаджаняном, приписываемых последнему реальных, в некоторых случаях и преувеличенных историях.

Расположенное между 4 горами село Чардахлу, из которого в 1988 году изгнали армян, и оно осталось по ту сторону границы, дало миру двух маршалов, двух католикосов, 12 генералов, десяток командиров, известных военных, ученых, меценатов. Родное село Амазаспа Бабаджаняна, Ованеса Баграмяна, Гарегина I, архиепископа Паргева до карабахского конфликта было населено исключительно армянами, а сегодня в старом армянском населенном пункте находятся азербайджанские дома, а на месте армянских кладбищ - пахотные земли.

Многие семьи, насильно высленные из Чардахлу, обосновались в селе Зоракан Тавушской области, где и родился тезка маршала Амазаспа Бабаджаняна.

О «селе отважных» и маршалах написаны десятки книг, отсняты документальные фильмы, но живые беседы о них – это другое. Если любого считающего себя чардахлинцем попросить рассказать о Бабаджаняне или Баграмяне, то окажется, что один из маршалов является его дальним родственником, а другой во время пира назначил тамадой именно его деда. А Чадархлу всегда был гостеприимным очагом для Бабаджаняна, детство которого прошло в горах этой деревни. Он часто посещал место своего рождения, общался с сельчанами, говорил на диалекте родной деревни. Любое посещение родного села всегда было большим событием.

«Мой дед говорил, что Бабаджанян был простым человеком, живя на чужбине, он никогда не забывал о месте своего рождения. Практически каждое лето приезжал в деревню, собирал родственников и сельчан, с которыми делил хлеб, говорил о том, о сем», - рассказал корреспонденту Новости Армении – NEWS.am Бабаджанян-младший.

Чардахлу в свое время был достаточно развитым селом, здесь были больница и библиотека. По словам Амазаспа, оба маршала внесли свой вклад в дело приобретения оборудования для больницы и ее пополнения опытными специалистами.

«Были случаи, когда некоторых односельчан по необоснованным обвинениям подвергали преследованию, но после вмешательства Бабаджаняна справедливость восстанавливалась, и их больше никто не обижал», - сказал Амазасп.

Маршал в последний раз был в родном селе в 1975 году. Как рассказала одна из его родственниц, 60-летняя Гоар Осипян в беседе с корреспондентом Новости Армении – NEWS.am, Бабаджанян любил пробовать сельские блюда Чардахлу. «Во время последнего застолья прибывшего из Москвы в деревню маршала угостили соленьем из шушан и супом из пиперта (мальва), запах которых напомнил выросшего в селе Амо о детстве. В тот день Бабаджанян захотел утолить жажду из родника с лечебной водой, протекающем в лесу Карамоглу Чардахлу, куда он пошел вместе с сыном своего дяди Вагана», - рассказала госпожа Гоар.

Сегодня фамилию Бабаджаняна носят его дочери – Лариса и Изабелла. Внучка маршала Юля Маркос-Багдасарова (дочь Ларисы Бабаджанян-ред.), хоть и родилась и живет в России, тем не менее, она тесно связана со своими родными корнями. 48-летний декоратор и дизайнер Юля Маркос - состоявшаяся и успешная женщина. Она пишет стихи, рисует, иллюстрирует книги.

 На конкурсе красоты «Миссис России Мира - 2016» Юля стала первым призером. В ведущих российских СМИ есть много публикаций об армянке с особой харизмой. Юля часто упоминает о своем армянском происхождении, о том, что она внучка известного маршала. Маркос, проживающая в Москве, в беседе с корреспондентом Новости Армении – NEWS.am рассказала об особых чертах характера деда по материнской линии – маршала Бабаджаняна.

«Мой дед был великим человеком, но при этом он оставался скромным и любимым всеми. Он любил историю, математику, музыку, спорт, хорошо рисовал. Дед очень любил шутить. Но, часто  он приводил очень жизненные и поучительные примеры. Я  до сих пор помню его слова о том, что в любом деле можно стать маршалом. Мне  было 6 лет, когда сапожник сшил для меня  красивую обувь. Амо посмотрел на туфли и сказал: «Я – военный маршал, а он – маршал своего дела», - рассказала Юля Маркос.

По ее словам, Бабаджанян отличался своей изобретательностью, которая помогла ему побеждать в боях. «Когда после войны советские инженеры разработали оружие, которое в танке могло заживо сжечь противника, дед отказался ставить свою подпись под соответствующим документом. Он считал, что любой солдат, даже вражеский солдат, - человек, и потому его нельзя так жестоко уничтожать», - рассказала внучка маршала.

Впрочем, очень часто маршалу также приписывают придуманные истории. Самый известный же миф о маршале тот, что он, якобы, не подчиняясь приказу, на вертолете пересек воздушную границу и вошел на территорию Турции. «Люди гордятся выдуманными фактами. Но ничего подобного не было, он был законопослушным военным. Он прошел сквозь ужасы войны и ценил жизнь. Когда армяне хвастаются этими несуществующими « подвигами», я объясняю: « У него есть много доказательств героизма и поводов для гордости без таких глупых историй», - отметила Юля.

Сегодня в Москве школа и площадь, улицы в Ереване, Одессе, Пятигорске, школы и музеи – на Украине, в Молдавии, России названные в честь Амазаспа Бабаджаняна. В городе Кубинка до сих пор есть Музей танков, который был основан еще самим Бабаджаняном. В Центральном музее ВОВ в Москве в 2018 году открылся бюст Бабаджаняну, а недалеко от него на Аллее Славы  висит портрет маршала, нарисованный внучкой Юлией Маркос.

А вот бронзовый памятник маршалу, который появился в Ереване в 2016 году, стал предметом обсуждений. Тогда писали, что проектируя памятник никто не посоветовался с членами семьи прославленного военного, более того на официальном открытии памятника не было ни одного из его родственников. А сам памятник для них, мягко говоря, слишком далек от «совершенства». «Мы были просто в шоке, когда увидели его, поскольку он напоминает надгробные скульптуры, установленные на армянском кладбище в Москве. Бабаджанян в кителе с расстегнутыми пуговицами, без фуражки, с расставленными ногами, что совсем не типично для него. Он был военным. Да, у него было чувство юмора, но он мог подчиняться всем правилам и требованиям. Да, и надпись на задней стороне памятника просто абсурдна. А когда мы спросили, почему никто не проконсультировался с родственниками, они сказали: мы думали, что все родственники маршала умерли», - отметила внучка Бабаджаняна.

Она, кстати, уверена, что именно от нас зависит то, как будет относиться молодое поколение к Бабаджаняну, и вообще к героям Великой Отечественной войны. «У нас есть прекрасное поколение. Думаю, что в детях надо воспитывать не гордость и хвастовство, а нужно передавать тот дух, на который способен человек во время войны. Передавать трагизм момента и любовь к жизни. Тогда дети будут носить это в себе», - считает Юля.

Юлю, кстати, часто можно видеть в армянской среде, на мероприятиях, организованных Союзом армян России, Посольством РА в РФ. Наследники Бабаджаняна начали налаживать связи с армянской общиной в России всего лишь несколько лет назад. «Армянская община совсем забыла о нашей семье. И лишь несколько лет назад, с появлением нового посла, в результате активной деятельности архиепископа Езраса Нерсисяна и главы Союза армян РФ Ара Абрамяна, о нас вспомнили», - отметила Маркос.

Внучка маршала рассказала и о том, что еще с годовалого возраста она с отцом посещала Армению, а после арцахской войны дважды была в Карабахе. «Я не очень понимаю Ереван, а вот армянские святые места, для меня - места силы», - разоткровенничалась Юля.

В мае прошлого года, в составе делегации Фонда памяти полководцев победы, Юля вместе с мамой посетила Армению, они встретились с первыми лицами страны, проехались по республике.

P.S. 21 апреля 1945 года 11-й гвардейский танковый корпус Советской Армии во главе с полковником Бабаджаняном был одним из первых, дошедших до Берлина. А 9 мая Германия заявила о своей капитуляции, тем самым была завершена самая кровавая война в истории человечества.

Тагуи Мелконян

Бабаджанян с дочками Ларисой и Изабеллой

Бабаджанян с внучкой Юлей Маркос

Юля Маркос рисует потрет деда – Амазаспа Бабаджаняна

Дочь Бабаджаняна – Лариса

Юля Маркос

Самый младший правнук Бабаджаняна с мамой – Юлей

Тезка Бабаджаняна у бюста маршала, установленного в Зоракане.

Фотографии взяты со страниц Юлии Маркос и Амазаспа Бабаджаняна в Facebook

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Самое