News
Лента
News
Четверг
Март 28
Вся лента

Новости Армении - NEWS.am представляет цикл публикаций, посвященных  формированию азербайджанского народа, политики азербайджанского государства, претензий и фальсификаций. Автор статьи «Формирование азербайджанского народа (от татаризации до азербайджанизации)» советник президента Арцаха доктор исторических наук Давид Бабаян. Часть шестая.

В начале ХХ века в Баку, как уже отмечалось выше, возникли и политические течения и силы, которые пропагандировали выход из состава России вкупе с идеями пантюркизма и панисламизма. Первой такой организацией стала образованная в конце 1905 года партия тюркских социал-федералистов «Гейрат», ратующей за отделение Кавказа от России с предоставлением автономии мусульманскому населению.

Однако наиболее известной партией пантюркистского толка, конечно же была, партия «Мусават», основанная в 1911 году. Одним из первых политических актов, предпринятых партией, был выпуск прокламации - воззвания в 1912 г., в связи с первой Балканской войной и напечатанной в Стамбуле в журнале «Сабил-ур-Решад». В воззвании указывалось на то, что до сих пор мусульманский мир, сердцем которого являлся Османский халифат, подвергался страшным гонениям и унижениям со стороны европейских государств, надеявшихся, что, не выдержав этого натиска, он лишится былого могущества. «Единоверцы! - говорилось далее, - Наша единственная надежда и дорога к спасению лежит в независимости и прогрессе Турции. Если мы и дальше будем равнодушно взирать на ее беды, то сами окажемся в плену у врага… Организатором всех этих дел является враг ислама и всего человечества, известный как «мировой жандарм» северный медведь - деспотичное русское государство». Весьма активизировалась работа турецких эмиссаров и мусаватистов в 1913 г. после падения Адрианополя, грозящего поражению Турции в войне. Тогда на Кавказ из Стамбула было командировано 60 офицеров, местных уроженцев, с целью проведения широкой пропагандистской работы для подготовки в случае необходимости восстания мусульман против России. Как утверждал лидер партии Мамед Эмин Расулзаде: «Образование единого туранского государства на подобие германского – было идеалом, с достижением которого «тюркская раса, была бы в апогее своей славы и затаенные в ней потенциальные силы, развернувшись, дали бы свету совершенно новые, культурные ценности».

Совершенно очевидно, что будучи главной преградой на пути пантюркистов, Российская империя предпринимала важные шаги в борьбе с этими угрозами. Особенно уязвимы в данном контексте представали окраины империи, у населения которых, по определению ряда исследователей, зачастую наблюдается так называемый феномен двойственной лояльности, проявляющийся в тенденции перехода на сторону побеждающей силы.

Однако, такая двойственность могла возникнуть не только на периферии, но и в самом, казалось бы, центре. Такoe в истории России было, причем не один раз. Одним из наиболее опасных примеров можно назвать активное участие российских мусульман в восстании Пугачева (1773-1775 гг.) в борьбе с центральной властью, что в Санкт-Петербурге считали результатом политики Османской империи.   В начале ХХ века в пропаганде панисламизма и пантюркизма в Закавказье Османской империи активно помогала Германия посредством своей разведки, а также дипломатических миссий, местных немецких колонистов, немецких компаний и даже туристических организаций, издательских домов и лютеранского духовенства.

Антироссийские чувства к мусульманам прививали и в других западных странах, особенно в разного рода образовательных учреждениях. Как писал один из крупнейших представителей пантюркизма Исмаил-бей Гаспринский: «Мусульмане,  получающие  образование  на  Западе  или слушающие  лекции  у  профессоров,  приглашенных  оттуда, или  изучающие  науки  по  переводам  книг  того  же  Запада, конечно, имеют крайне смутное и неправильное представление  о  России  и  о  русском  народе.  Арабы,  турки,  персы,  не говоря  уже  о  мусульманах  Индии,  зная  Россию  по  английским,  немецким  и  французским  источникам  и  не  имея  ни одного самостоятельного сочинения о соседней великой северной  стране,  всегда  легко  поддавались  на  убеждения западных друзей и охотно надевали на свои носы их очки». Пантюркисты утверждали, что «ненависть - полезный источник силы для нации, а месть -  двигатель этой силы... Великие дела творит только ненавидящая и мстящая нация».

Всплески панисламистских страстей также происходило после потери Османской империей таких территорий, как Тунис и Египет, захваченные соответственно Францией и Британией, а также колонизации Индии британцами.  Естественно, что поддержка пантюркизма великими европейскими державами преследовала также и цель направить недовольство мусульман и османов на русских.   

Естественно, что Российская империя предпринимала ответные шаги по борьбе с панисламизмом и пантюркизмом. Одним из механизмов, была политико-мировоззренческая основа государственного строительства в Российской империи. Интересно, но Российская империя считала себя не только страной, покорившей мусульманские, в том числе и тюркские, государства (ханства), но и их наследницей, а в каком-то смысле, даже правопреемницей этих государств. Не случайно, например, что на гербе Российской империи в качестве первичных гербов были и символы Казанского, Астраханского и Сибирского ханств.  Более того, отношение русских к мусульманам и тюркам было достаточно терпимое и даже теплое. Вот как от этом в свое время писал тот же Исмаил-бей Гаспринский: «Для мусульманских народов русская культура более близка, чем западная. Экономическая и индустриальная сила русского  народа  несравненно  менее  опасна,  чем  западная, менее  коварна,  более  терпима.  Мусульманин  и  русский могут  еще  вместе  или  рядом  пахать,  сеять,  растить  скот, промышлять  и  торговать;  их  умения  не  слишком  разнятся…Культурная,  так  сказать,  стихийная  близость  народов Востока  с  русским  народом  видна  из  того,  что  нигде  сын Востока  так  легко  не  обживается,  как  в  России».

Но этим меры, предпринимаемые Российской империей, не ограничивались. Параллельно проводился и весьма широкий комплекс классических мер. Одним из важнейших направлений была соответствующая административно-территориальная политика, а также формирование новых этносов, в частности, кавказских татар.

Весьма эффективным методом было и использование противоречий вышеуказанных оппозиционных к режиму политических сил как для борьбы с этими силами, так и для недопущения их консолидации против центральных властей.  Естественными антиподами здесь выступали пантюркисты, панисламисты и большевики. Как писала в одном из своих номеров большевистская газета «Новая жизнь» за 1905 год: «Панисламизм должен быть обезврежен – это сделает социал-демократия, обнажив сущность панисламизма перед кавказским пролетариатом, вообще, и татарским, в частности». A другая большевистская газета «Йолдаш» в 1907 году писала: «Рабочая армия нефтяного дела не имеет себе равной по своему многонациональному составу ни в одном центре России. Здесь можно встретить людей любой национальности и народности. Баку – это выставка всемирного пролетариата».

До поры до времени империи удавалось контролировать ситуацию в Закавказье, нейтрализовать угрозы и проблемы. Ситуацию кардинально и бесповоротно изменила Первая мировая война. 

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Самое