News
Лента
News
Пятница
Апрель 19
Вся лента

Ружья сейчас молчат в Нагорном Карабахе. Армения освободила своих военнопленных, и дипломаты оказывают давление на Азербайджан, чтобы он сделал то же самое. Об этом на страницах издания The National Interest пишет ученый Американского института предпринимательства Майкл Рубин.  

«Минская группа, сопредседателями которой являются США вместе с Россией и Францией, стремится восстановить свою дипломатическую значимость, поскольку Азербайджан ослепил ее и Госдепартамент своим военным наступлением на спорную территорию в сентябре 2020 года. Эти действия противоречат основаниям для отказа от статьи 907 Закона о поддержке свободы, позволившей Соединенным Штатам предоставить Азербайджану военную помощь.

Председатель комитета Сената по международным отношениям, сенатор Боб Менендес подчеркнул, что как Турция, так и ее альянс с Азербайджаном будут представлять вызов внешней политике США во время слушаний по утверждению кандидатуры Энтони Блинкена, выдвинутого президентом Джо Байденом на пост главы Госдепартамента. Блинкен раскритиковал Турцию, но не стал утверждать о каких-либо существенных изменениях в политике.

Хотя сохранение политического статус-кво в отношении Кавказа было бы ошибкой, частично причина, по которой Госдепартамент продолжает подрывать усилия по привлечению Азербайджана к ответственности за свои действия, заключается в фундаментальном разрыве между представлениями об Азербайджане в Конгрессе и реальностью политики этой страны.

В то время как армянское лобби шумно пропагандирует признание Геноцида армян США, азербайджанские дипломаты и лоббисты уже давно занимают более тихую, но одинаково эффективную позицию в Конгрессе, где они оба изображают Азербайджан и как союзника в войне против террора, и как региональный оплот, готовый противостоять России и Ирану. Не менее важно и то, что опытный и чрезвычайно эффективный посол Азербайджана в Вашингтоне Элин Сулейманов и множество незарегистрированных агентов влияния, заявляют сенаторам и конгрессменам, что Армения связана как с Ираном, так и с Россией.

Это правда, что у Армении есть связи как с Ираном, так и с Россией. Экономическая блокада, введенная в отношении Армении Турцией и Азербайджаном, превращает Иран в экономический спасательный круг, куда Армения может экспортировать сельскохозяйственные и некоторые промышленные товары. У России есть военная база в Гюмри. Войска, дислоцированные на базе, в основном остаются прикованными к ней и не проявляют активности в других местах Армении или Кавказа. Опрошенные мною армяне, в том числе те, кто в большей степени ориентирован на Запад, говорят, что российское присутствие во многом служит скорее сдерживающим фактором для турецкой или азербайджанской агрессии, чем поддержкой внешней политики России.

Тем не менее в действительности связи Азербайджана с Ираном и Россией в последние годы стали более глубокими и стратегически значимыми, чем отношения Армении. Отношения Азербайджана с Ираном не всегда были позитивными. В то время как обе страны установили дипломатические отношения в 1992 году, Баку обвинил Иран в 1999 году как в шпионаже в пользу Армении, так и в обучении воинствующих исламистов подрыву азербайджанского правительства. В 2001 году иранский военный корабль приказал азербайджанскому разведочному кораблю, нанятому British Petroleum, прекратить операции в спорной зоне в Каспийском море. Столкновения между иранскими официальными лицами с азербайджанскими коллегами произошли также из-за сотрудничества Азербайджана с Израилем в области безопасности. Негодование Ирана по отношению к азербайджанскому секуляризму поддерживало взаимную подозрительность.

Однако в последние годы отношения между Тегераном и Баку неуклонно развивались. Например, в августе 2004 года обе страны договорились о 25-летнем контракте по обмену газом, по которому Иран будет поставлять газ в Нахичеванский регион Азербайджана, не имеющий выхода к морю, а Азербайджан будет поставлять его в северо-восточные провинции Ирана. В декабре 2005 года президент Азербайджана Ильхам Алиев присоединился к президенту Ирана Махмуду Ахмадинежаду на церемонии открытия нового газопровода из Ирана в Нахичеванский регион Азербайджана, не имеющий выхода к морю, по мере того, как они претворяли соглашение в жизнь.

В последние годы такое сотрудничество активизировалось. 9 апреля 2014 года Алиев отправился в Тегеран. В беседе с Верховным лидером Али Хаменеи он подчеркнул «важность еще большего расширения азербайджано-иранских связей». Заведующий отделом социально-политических вопросов в период президентства Азербайджана Али Гасанов объяснил тогда, что визит Алиева в Иран является «началом важного этапа для развития дружбы и партнерства ... и углубления взаимного сотрудничества». Вскоре после этого Азербайджан принял иранскую торговую делегацию в составе пятидесяти иранских компаний во главе с министром телекоммуникаций и информационных технологий Ирана Махмудом Ваэзи.

В 2015 году сближение углубилось. Иран заявил о своей поддержке позиции Азербайджана по Нагорному Карабаху, и две страны сформировали совместную комиссию по обороне. Шесть месяцев спустя две страны подписали меморандум о взаимопонимании по строительству железной дороги север-юг, что является частью растущей связи между Ираном, Азербайджаном и Россией. Вскоре после этого Баку и Тегеран достигли договоренностей о соединении энергосистем двух стран. 23 февраля 2016 года Алиев вернулся в Иран для подписания одиннадцати документов, в том числе соглашения о строительстве гидроэлектростанций на реке Арас (Аракс – ред.). Это относится конкретно к регионам, которые были потеряны Азербайджаном в пользу Армении в 1994 году, и сигнализирует об экономической логике, лежащей в основе перехода Исламской Республики от Армении к Азербайджану. (По данным персидской прессы, сейчас эти проекты продвигаются вперед). Быстро последовали и другие коммерческие соглашения.

Последующие заявления показали, что эти соглашения были не только желательными, но и реальными, поскольку обе страны выполнили свои соглашения. За последнее десятилетие азербайджанский импорт в Иран увеличился в четыре раза и составил почти 500 млн. долларов. Поскольку администрация Трампа осуществила кампанию «максимального давления» на Иран, Азербайджан стал основным спасательным кругом для Исламской Республики. Представьте: в период с января по август 2020 года иранский экспорт в Россию через Азербайджан составил $1,5 млрд; за тот же период прошлого года общая сумма составила всего 4,3 млн. долларов США.

Другие аспекты двусторонних отношений должны были вызвать тревогу в Вашингтоне. 8 июня 2016 года, во время визита в Германию, Алиев признал, что Азербайджан покупал оружие у Ирана. Иранско-азербайджанское военное сотрудничество в течение следующего года активизировалось, и в 2018 году две страны достигли соглашения о совместном производстве военной техники. Это означает, что продажа оружия США Азербайджану может привести к улучшению внутренней оружейной промышленности Ирана. Соглашение 2018 года о правовой конвенции по регулированию каспийских вод устранило главный барьер для дальнейшего сотрудничества. Двустороннее военное сотрудничество ускорилось в 2019 году, даже когда Азербайджан притворился , что сотрудничает с США по Ирану. В то время как Сулейманов продолжает заверять Конгресс в том, что Азербайджан является союзником в войне с террором, министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров выразил сожаление в связи с гибелью командующего иранскими силами «Аль Кудс» Касема Сулеймани.

Тегеран и Баку также подписали меморандум о взаимопонимании по расширению сотрудничества в области СМИ. В ходе встречи 5 марта 2017 года в Тегеране Алиев заявил Хаменеи, что обе страны активно поддерживают позиции друг друга в международных организациях. В 2016 году Азербайджан, Иран и Россия начали проводить трехсторонние саммиты по продвижению своей стратегической оси, первый из многих.

Не менее важным стало дальнейшее развитие транспортного коридора север-юг. 7 марта 2016 года Иран, Азербайджан и Россия подписали меморандум о дальнейшем железнодорожном сотрудничестве и снижении торговых тарифов. Для реализации данного коридора Алиев предоставил Ирану кредит в размере 500 млн. долларов. Иран и Азербайджан продолжают разрабатывать установки и протоколы для дальнейшего осуществления проекта.

Алиев теперь открыто хвастается тем, как сотрудничество Азербайджана с Ираном и Россией идет за счет Армении. В своей новогодней речи в 2021 году президент Азербайджана заявил, что «существует трехсторонний формат с участием Азербайджана, Ирана и России». Есть ли у Армении такой формат с другими странами? Нет! Это наглядный пример того, насколько правильной была наша политика».

Не менее поразительным был и поворот Азербайджана к России. Действительно, Алиев быстро определяет себя как самого пророссийского президента Азербайджана со времен Аяза Муталибова, бывшего коммунистического чиновника, правившего Азербайджаном в 1991-1992 годах. В то время как в последующие годы между двумя странами установились теплые отношения, грузинская война 2008 года, похоже, стала поворотным моментом, поскольку конфликт ослабил веру Баку в способность Запада противостоять реваншизму Москвы и ее силовым прогнозам. Всего через месяц после прекращения военных действий в Грузии Алиев отправился в Москву, чтобы заложить основу для новых отношений между Россией и Азербайджаном. Это был первый из многих других визитов Алиева в Россию.

Официальная делимитация границы между Москвой и Баку в 2010 году устранила главное препятствие на пути экономического сотрудничества. Если в 2001 году импорт Азербайджана из России составлял около 100 миллионов долларов, то сегодня он превышает 2 миллиарда долларов. Между тем, Алиев позволил России расширить культурные и образовательные программы в Азербайджане. Действительно, за последнее десятилетие было заключено множество экономических соглашений, особенно в энергетическом секторе. Увеличилась и военная торговля. Например, в 2017 году азербайджанская армия, как сообщается, получила новую партию противотанковых ракетных комплексов «Хризантема-С» от Российской Федерации. В 2018 году Азербайджан провел конференцию для старших должностных лиц Азербайджана и России в Джоджуг Марджанлы, городе, вышедшем из-под контроля Армении в апреле 2016 года в результате «четырехдневной войны».  Примечательно, что конференция прошла под названием «Геополитическая ось Баку-Москва: Азербайджан - единственный союзник России на Южном Кавказе». Чувства взаимны. 4 апреля 2020 года МИД России объявил Азербайджан «главным стратегическим партнером России». В настоящее время Россия и Азербайджан открыто обсуждают сотрудничество в ядерной сфере.

Есть серьезная опасность, когда Белый дом и Госдепартамент выверяют политику с учетом представлений о том, какой страной когда-то была, а не о том, какой она стала. Стратегическая позиция Соединенных Штатов пострадала, потому что и администрация Джорджа Буша, и администрация Барака Обамы, и администрация Дональда Трампа хотели видеть во Владимире Путине готовность к продуктивному сотрудничеству, которого, попросту говоря, никогда не было. Та же картина была и с Турцией и Китаем, где слишком долго американских чиновников обманывали или отрицали злонамеренные намерения их лидеров. Увы, теперь в такой список должен быть включен и Азербайджан. Посольство Азербайджана и его лоббисты могут представить Азербайджан как страну, которая стояла рядом с Америкой в темные дни после террористических атак 11 сентября 2001 года, но это не тот Азербайджан, который существует сегодня. Вместо этого Азербайджан стал стратегическим союзником как Ирана, так и России, поддерживая свой прозападный фасад только для того, чтобы избежать ответственности в Вашингтоне за свой стратегический поворот. Проще говоря, вооружить или поддержать Азербайджан сегодня - это дать возможность Кремлю и Хаменеи, а не привнести безопасность или дальнейшие американские интересы в регион», - пишет Майкл Рубин.

!
Этот текст доступен на   Հայերեն and English
Распечатать
Самое