News
Лента
News
Пятница
Апрель 19
Вся лента

В ноябре прошлого года официальный курс доллара США в Армении впервые за долгие годы перевалил за планку в 500 драмов. Напомним, что со 2 декабря 2004 года эта планка преодолевалась только один раз – в периоде с 13 по 17 января 2005 года. В те дни, переход доллара через психологическую планку в 500 драмов носил чисто спекулятивный характер, и привел к ажиотажу в обменных пунктах. Но, вскоре вопрос возврата заморской валюты на исходные позиции был успешно решен.

В отличие от этого, нынешний «взлет» доллара в Армении обусловлен уже более серьезными экономическими причинами.  

Чисто графически, сдвиги в курсе доллара США в России и Армении имеют примерно схожие черты, что видно из нижеследующего графика. Там представлена динамика официального среднемесячного курса доллара США в России и Армении в 2020 году и январе-мае 2021 года, в процентах к декабрю 2019 года.

Однако на этом сходство завершается. Как следует полагать, ослабление рубля к доллару для России преследует определенные цели. Ведь у российского регулятора ныне имеются довольно действенные рычаги воздействия на валютный рынок. Ситуация давних лет, когда обвал в мировых ценах на нефть привел к резкому укреплению доллара США в России, теперь вряд ли повторится. Тем более, что цены на этот энергоноситель бьют очередные рекорды, по линии роста.    

В России ныне действует так называемое «бюджетное правило». К примеру, в бюджете текущего года заложена цена экспортной нефти Urals в $43,3 за баррель. «Лишние» доллары от экспорта нефти и газа (полученные, когда фактическая цена нефти Urals превышает эту планку) закупает Минфин страны. В результате эти дополнительные нефтедоллары обходят валютный рынок, и тем самым не приводят к укреплению рубля.

Для внешней торговли России, в отличие от Армении, характерен профицит. Исключением не является и текущий год. Несмотря на опережающий рост импорта, в январе-марте положительное сальдо внешнеторгового оборота составило почти $27,7 млрд.

В Армении профицита во внешней торговле не было, и в ближайшей перспективе не ожидается. В январе-мае отрицательное сальдо во внешнеторговом обороте достигло $0,68 млрд. Остается надежда только на внешние денежные переводы физическим лицам, да кредиты международных финансовых организаций. К этому можно добавить выпущенные в феврале этого года еврооблигации, на сумму $750 млн., сроком на 10 лет. Но, понятно, что эта мера даст лишь временный эффект, заодно увеличив внешний государственный долг Армении.

Годовая инфляция в мае составила 5,9%. Бюджетом 2021 год была поставлена цель сдержать инфляцию на уровне 4% (в пределах от минимальных 2,5%, до максимальных 5,5%). Ощутимая зависимость потребительского рынка от импорта повышает риски дальнейшего подорожания товаров, а также зависимых от них платных услуг. Между тем в январе-мае индекс цен импорта составил, по отношению к аналогичному периоду прошлого года, 109,2% (!).    

В апреле Центробанк Армении осуществил очередную интервенцию на валютном рынке, за счет международных валютных резервов. Цель понятна – препятствовать дальнейшему укреплению доллара США к драму, и тем самым сдержать инфляцию и стабилизировать валютный рынок. Но, такие операции имеют свой предел.

Смбат Григорян

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Читать также:
Все
Самое