News
Лента
News
Вторник
Апрель 23
Вся лента

Неожиданный раскол между Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами в рамках ОПЕК в начале июля стал шоком для многих в регионе Персидского залива и тех, кто наблюдает за этим из-за границы.

Спор по поводу объемов добычи нефти временно заморозил способность  ОПЕК представить  свои планы относительно рынков, что привело к росту цен на сырую нефть. Но это не первое проявление напряженности между арабскими соседями и давними близкими союзниками, и, вероятно, не  последнее, говорят эксперты  наблюдающие за этим регионом.

«Это две крупнейшие экономики в регионе, в арабском мире. И поскольку Саудовская Аравия хочет реформировать свою экономику, между ними неизбежно возникнет конкуренция», - сказал CNBC профессор политологии из ОАЭ Абдулхалек Абдулла.  «Я думаю, что конкуренция между двумя крупнейшими арабскими экономиками только начинается. И она обязательно усилится в грядущие дни».

Стратегическое выравнивание между Эр-Риядом и Абу-Даби,  которые становятся все более активными на мировой арене, очевидно во многих областях. И это часто ассоциируется с так называемыми близкими отношениями - некоторые даже называют их «бромансом» - между наследным принцем Саудовской Аравии Мохаммедом бин Салманом и его эмиратским коллегой Мохаммедом бин Заидом.

Но в последние месяцы, предшествовавшие расколу ОПЕК, возникли противоречивые интересы. В феврале Саудовская Аравия объявила, что ее правительство прекратит вести дела с любыми международными компаниями, региональные штаб-квартиры которых не находятся в королевстве, к 2024 году. Многие считали, что этот шаг нацелен на Дубай.

В прошлом году ОАЭ объявили о нормализации отношений с Израилем, став первой страной Персидского залива, сделавшей это, в то время как Саудовская Аравия до сих пор публично отказывалась сделать то же самое. Тем временем Саудовская Аравия работает над предварительным сближением с конкурирующей суннитской державой Турцией, с которой у ОАЭ есть серьезные трения, поскольку Анкара поддерживает исламистскую идеологию, которую лидеры Эмиратов считают угрозой.

У двух держав Персидского залива были некоторые расходящиеся интересы в войне в Йемене, несмотря на то, что они были на одной стороне. ОАЭ снизили военную активность в Йемене в 2019 году, в то время как Эр-Рияд остается втянутым в конфликт.

«Было распространено предположение, что ОАЭ и Саудовская Аравия имеют практически неотличимые мировоззрения и интересы - что ОАЭ являются своего рода придатком или зависимостью Саудовской Аравии», - сказал, старший научный сотрудник Института арабских государств Персидского залива в Вашингтоне Хусейн Ибиш. «Такого никогда не было».

В начале июля Саудовская Аравия повысила ставки, отменив преференциальные тарифы на товары, произведенные в свободных зонах или аффилированных с израильскими производителями, что также рассматривается как прямой удар по ОАЭ, которые являются центром свободной зоны в регионе. За этим шагом последовала волна патриотически настроенных саудовцев, запустивших в Твиттере кампанию по бойкоту эмиратских товаров.

Это произошло несмотря на то, что ОАЭ являются вторым по величине торговым партнером Саудовской Аравии после Китая по стоимости импорта.

«Раньше идея заключалась в создании рынка стран Персидского залива, но теперь стало ясно, что приоритеты Саудовской Аравии и ОАЭ сильно различаются», - сказал Reuters  старший экономист Саудовского национального банка Амир Хан.

Итак, что же дальше?

Сделка ОПЕК была достигнута в середине июля, и министры энергетики Саудовской Аравии и Эмиратов похвалили друг друга и работу группы производителей нефти. Тем не менее, экономическая конкуренция - в то время, когда доходы нефтедобывающих стран чрезвычайно нестабильны - не исчезнет в ближайшее время.

«Мы выходим из этой пандемии, когда каждой стране мира необходимо найти способ экономического восстановления», - отметил эксперт Тобиас Борк, специализирующийся на проблемах Персидского залива в Королевском институте объединенных служб в Лондоне. «Но для монархий Персидского залива, особенно для Абу-Даби и Саудовской Аравии, это усугубляется тем фактом, что они также находятся под давлением, чтобы найти способ трансформировать свою экономику и уйти от зависимости от нефти». «Откровенно говоря, в такой среде каждый будет заботиться о том, чтобы стать номером один», - продолжил Борк. «И при всей искренней дружбе и неизменном прагматическом мировоззрении, когда дело доходит до экономических вопросов, в какой-то момент дружба заканчивается, и  сводится к заботе о себе».

По мнению эмиратского профессора Абдуллы, «соперничество - слишком сильный термин», чтобы описать то, что происходит между двумя странами.

«Это контролируемое, управляемое, дружеское соревнование», - сказал он CNBC. «Оно может выйти из-под контроля, и мы увидим, как оно усилится в ближайшие месяцы и годы...»

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Самое