News
Лента
News
Четверг
Апрель 25
Вся лента

Реджеп Тайип Эрдоган правит Турцией почти два десятилетия. Он стал ее самым влиятельным правителем после Мустафы Кемаля Ататюрка, основателя современной Турции. В течение первого десятилетия правления Эрдогана многие западные официальные лица отказывались  признать изменения в Турции под руководством Эрдогана, пишет Майкл Рубин в National Interest

«Оба президента Джордж Буш и Барак Обама, например, хвалили демократию в Турции еще долгое время после того, как она перестала быть таковой. В то время как президент Дональд Трамп непоследовательно противостоял Эрдогану,  госсекретарь Майк Помпео, и лидеры Конгресса попытались призвать президента Турции к ответу. К чести президента Джо Байдена, он не подходил к Эрдогану с таким  подхалимством, как его предшественники.

Сегодня большинство американских политических лидеров признают, что Турция не является союзником. Всего несколько десятков конгрессменов являются членами Совета Турции, тогда как всего десять лет назад их было более 200. Деловые или идеологические отношения Анкары с Москвой подчеркивают, насколько ненадежной может быть Турция как союзник НАТО во время любого будущего кризиса.

Как поддержка Эрдоганом «Исламского государства» и филиалов «Аль-Каиды», так и реклассификация критиков в террористов демонстрируют, что Турция не является союзником в борьбе с терроризмом, чему способствовало решение Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег включить Турцию в «серый список» за финансирование терроризма. Реалисты также не могут сослаться на ценность Турции как оплота против иранских амбиций после того, как Турция сообщила Ирану о шпионаже Израиля в отношении ядерной программы Ирана.

Эрдоган непопулярен. И что?

Турки, ставшие жертвами Эрдогана, ориентированные на Запад турки и многие эмигранты отмечают, что Эрдоган и Турция не являются синонимами. Они отмечают растущую непопулярность Эрдогана в Турции. Девальвация турецкой лиры - 80 процентов за десятилетие - свидетельствует о неумелом финансовом управлении. В то время как Эрдоган хвастается грандиозными инфраструктурными проектами, многие из них кажутся откровенными попытками вознаградить своих друзей контрактами на миллиард долларов. Даже верные Эрдогану турки отмечают разрушительное воздействие его правления на страну. «Стамбул уже не тот город, которым был когда-то», - все чаще жалуются те, кто когда-то был счастлив игнорировать религиозный консерватизм Эрдогана в обмен на политику, благоприятствующую бизнесу. Слишком много турок задыхаются от ограничений и автократических тенденций Эрдогана. Более образованные и космополитические турки возмущены его глупостью и конспиративностью.

Это вызывает два вопроса. Во-первых, может ли такая непопулярность привести к его политическому падению и, во-вторых, сможет ли Турция вернуться на более умеренный, светский путь.

Может ли Эрдоган проиграть выборы?

Ответ отрицательный. Предполагать, что Эрдоган подчинится подотчетности на выборах, - это выдавать желаемое за действительное. Правда, в 2019 году кандидат от оппозиции победил в Стамбуле, несмотря на то, что Эрдоган приказал провести повторное голосование по неубедительным причинам. Хотя это может вселить надежду на то, что кандидат - возможно, даже мэр Стамбула Экрем Имамоглу - сможет сместить президента, однако это предполагает, что урок, извлеченный Эрдоганом, состоит в том, что он должен уважать урну для голосования. Однако послужной список Эрдогана предполагает, что он избежит повторения этого сценария, усилив репрессии перед днем выборов и манипулируя цифрами при подведении итогов голосования. Тот факт, что так мало турок вышло на улицы, а левоцентристская Народно-республиканская партия,  которой принадлежит Имамоглу, едва возвысила голос, когда Эрдоган арестовал  лидера партии «Демократия народа» Салеттина Демирташа, только воодушевляет Эрдогана.

У Турции также есть печальная история политических убийств. Военизированные формирования, такие как САДАТ, возможно, использовали снайперов, чтобы убивать турок во время попытки переворота в 2016 году.  Теперь группа рекламирует обучение убийствам. Если Эрдоган столкнется с харизматичным противником, то он может убить двух зайцев одним выстрелом, убив своего соперника и обвиняя в убийстве другого - тактика, которую он усовершенствовал в своем соперничестве с бывшим союзником Фетхуллой Гюленом. По мере приближения сезона выборов Имамоглу может превратиться в «ходячего мертвеца». 

Некоторые турецкие аналитики утверждают, что старость и плохое здоровье могут привести к тому, что Эрдоган уйдет на пенсию в пользу кого-то вроде Хулуси Акара, нынешнего министра обороны Турции. Если Акар проиграет выборы, Эрдоган может обвинить его, но не останется без клейма проигрыша. Это тоже принятие желаемого за действительное. Во-первых, идея о том, что Акар, который провел большую часть своей карьеры, работая на Западе или на него, является тайным либералом,  нелепа. В лучшем случае Акар - оппортунист, которому нельзя доверять. Однако полагать, что он склонится к западу, игнорирует значительные демографические изменения в Турции за последние два десятилетия. Проще говоря, Диярбакыр и Кайсери лучше представляют Турцию в 2021 году, чем европейские районы Стамбула, Бурса и Бодрум. Эрдоган также вряд ли передаст мантию Акару  и по другой причине. Эрдоган заключил в тюрьму отставных лидеров. Учитывая количество заключенных, оскорбленных или убитых Эрдоганом, самый популистский шаг, который мог бы сделать любой будущий лидер, - это арест Эрдогана.

Сможет ли Турция оправиться от Эрдогана?

Многие из турецких интеллектуалов и журналистов в изгнании все больше напоминают своих иранских коллег, которые настаивают на том, что Иран - не Исламская республика, и настаивают на том, что позитивные изменения не за горами. Однако реальность такова, что те, кто возлагают надежды на иранский реформизм или полагают, что исламская республика за сорок лет не изменила общество, занимаются самопародией.

За более чем восемнадцать лет Эрдоган не только преобразовал всю армию в двигатель исламизма, но и изменил школьное образование. При Эрдогане образование получили более 30 миллионов турок. Его контроль над СМИ усилил подстрекательство. Если правление Эрдогана закончится завтра, потребуются десятилетия согласованных усилий - и полностью переработанная, если не очищенная бюрократия, - чтобы вывести  яд из системы.

Многие турки, отвергнутые Эрдоганом, теперь смотрят на эпоху до 2001 года как на золотой век. Они советуют проявлять осторожность Вашингтону, чтобы не сжигать мосты с турками, которые считают Эрдогана заразой. Справедливо. Но есть разница между признанием того, что Эрдоган не Турция, и отрицанием того, что он преобразовал страну в нечто, что никогда больше не будет партнером, как когда-то.

Греки, армяне, арабы, курды и другие хотят, чтобы Турция была нормальной страной. Однако для этого потребуется гораздо больше, чем просто выдавать желаемое за действительное; скорее всего, если рак завтра убьет  Эрдогана, Турции все равно придется долго и тяжело возвращаться к нормальному состоянию, которое продлиться не месяцы, а десятилетия».

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Самое