News
Лента
News
Вторник
Март 19
Вся лента

Национальная валюта Турции упала на 45% по отношению к доллару в этом году, однако  президент Реджеп Тайип Эрдоган, похоже, не слишком обеспокоен, передает BBC.

На этой неделе лира достигла рекордных минимумов, но давний лидер Турции продолжает свою «экономическую войну за независимость», подкрепленную низкими процентными ставками.

Так почему же Эрдоган продвигает модель, критики которой предупреждают о рисках роста инфляции, безработицы и бедности, и что это означает для турок?

Неортодоксальная политика

Причина краха турецкой лиры -  неортодоксальная экономическая политика, заключающаяся в поддержании низких процентных ставок для повышения экономического роста и экспортного потенциала Турции с помощью конкурентоспособной валюты.

По мнению многих экономистов, если инфляция растет, вы контролируете ее, повышая процентные ставки. Но Эрдоган считает процентные ставки «злом, которое делает богатых богаче, а бедных - беднее».

«Все настолько дорого», - сказал Севим Йилдирим BBC на местном фруктовом рынке. «При таких ценах невозможно даже приготовить второе блюдо для семьи».

Потребительская инфляция в Турции составляет почти 20%, но Центральный банк Турецкой Республики, только что снизил процентные ставки с 16% до 15%, что стало третьим снижением в этом году.

Инфляция растет во всем мире, и центральные банки говорят о повышении процентных ставок. Но не в Турции, потому что Эрдоган считает, что в конечном итоге инфляция снизится.

За последние два года он отправил в отставку трех президентов центральных банков и только на этой неделе сменил своего министра финансов. И лира продолжает падать.

Растущие цены

Экономика Турции сильно зависит от импорта для производства товаров, от продуктов питания до текстиля, поэтому рост доллара по отношению к лире оказывает прямое влияние на цены на потребительские товары.

Возьмем, к примеру, помидор, жизненно важный ингредиент турецкой кухни. Чтобы выращивать помидоры, производителям необходимо покупать импортные удобрения и газ.

По данным торговой палаты южного побережья Антальи, цены на помидоры в августе выросли на 75% по сравнению с прошлым годом. «Как мы можем заработать на этом деньги?» - спрашивает Садие Калечи, выращивающая виноград в маленьком городке в трех часах езды от Стамбула. «Мы продаем дешево, но расходы  обходятся дорого», - жалуется она, ссылаясь на высокую стоимость дизельного топлива, удобрений и серы.

Другой фермер, Фериде Туфан, жалуется, что единственный способ выжить - это продать свои активы: «Мы можем выплатить наш долг, продав нашу землю и виноградники. Но когда мы продадим все, у нас ничего не останется».

Валюта стала настолько нестабильной, что цены меняются ежедневно. Инфляция только для производителей выросла на 50%.

«Я сократил все свои расходы, - говорит Хакан Айран, делая покупки на рынке. Чтобы платить по счетам, все меньше едят и никто ничего не покупает».

Сотрудники супермаркетов публикуют сообщения о повышении цен в социальных сетях, показывая этикетки продуктов до и после. Они варьируются от маргарина  и оливкового масла до чая, кофе, моющих средств и туалетной бумаги.

Пекарня в третьем городе Турции, Измире, вывесила вывеску, объясняющую ее более высокие цены, указав рост цен на такие  продукты, как мука, масло и кунжут, подписав ее: «Да пребудет с нами Бог».

Долг в иностранной валюте является проблемой для частного сектора, и большинство компаний сочли, что выгоднее хранить продукты на складе, чем продавать их, из-за нестабильности лиры и инфляции.

Все это приводит к еще большей бедности и увеличению разрыва в доходах и равенстве благосостояния.

Разгневанные молодые турки

Очереди формируются перед заправочными станциями и  местными правительственными учреждениями, предлагающими дешевый хлеб.

Оппозиционные партии призвали к внеочередным выборам и митингам. Когда 23 ноября лира упала на 18% за один день, произошли  акции протеста и десятки арестов.

Но наиболее заметным проявлением общественного недовольства являются молодые турки в Твиттере, прямых трансляциях Twitch, видео в TikTok и на YouTube.

«Я совершенно не доволен этим правительством. Я не вижу для себя будущего в этой стране», - сказал один молодой человек репортеру с канала YouTube.

Каждый пятый молодой человек в Турции не работает, положение  женщин еще хуже.

По данным ОЭСР, Турция занимает четвертое место в мире по количеству  молодежи, не имеющей работы, образования или профессиональной подготовки.

Молодежь Турции сравнивает свой уровень жизни с другими странами и ей не нравится то, что она видит. «Молодому человеку из США или Европы легко купить iPhone на зарплату», - говорит один 18-летний молодой человек. «Даже если я работаю месяцами, я не могу себе этого позволить. Я этого не заслуживаю».

Это поколение готово сыграть важную роль в политике Турции, которой с 2002 года управляет Партия справедливости и развития  Эрдогана.

Почти девять миллионов турок, родившихся в конце 1990-х годов, получат право голоса на следующих выборах в 2023 году, и это может создать проблемы для ПСР.

Одно видео, которое стало вирусным, показало, как мать хвалит президента Эрдогана репортеру, в то время как ее восьмилетний сын возражает ей, указывая на то, что он плохо справляется с недавними бедствиями.

«Невозможно угадать»

Успех правящей партии частично объясняется притоком иностранного финансирования после финансового кризиса 2008 года. Но значительная часть экономического роста Турции была обеспечена за счет государственных расходов и кредитов, благоприятствовавших строительной отрасли.

В результате производство продолжает зависеть от импорта, а экономика находится во власти колебаний валютных курсов. Мало кто надеется, что новая экономическая модель Эрдогана поможет турецкой лире.

На фоне такой неопределенности экономист Арда Тунка говорит, что все ставки на то, что произойдет дальше, не принимаются. «Это первый раз, когда мы используем модель, полностью выходящую за рамки экономической теории. Даже во время кризисов мы могли догадываться, что произойдет. Теперь это невозможно», - сказал он.

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Самое