News
Лента
News
Вторник
Апрель 23
Вся лента

Любить кого бы то ни было – дар Божий, но не всем сразу дается в готовом виде. Об этом в статье Лалы Погосян, руководителя социальной организации SOL «SOl lucet omnibus» (Солнце светит для всех), которая занимается в числе других вопросов защитой животных. 

Ко Дню всеобщей декларации по правам человека и прав животных. 

Мне этот процесс представляется таким. Вместо любви стали говорить о правах, потому что с тех пор и до сих пор люди наверное не смогли сразу взять планку Завета (Нового). Тогда, чтоб они пока хотя бы все не попереубивали друг друга, хоть и с большим опозданием, им спустили вместо Завета «Декларацию» . Ну типа: не можете любить, соблюдайте хотя бы «Правила», пока поймете в чем смысл. Так оттуда выпал основной смысл, современным языком - о безусловной любви

Лично мне кажется, что «права» - такое понятие, что сам субъект должен их осознавать, потому оно весьма условно подходит к нашему случаю. Но наша организация занимается «правами» людей, которые признают одно базовое и естественное «право» животных, которое, повинуясь инстинктам и законам  сохранения  популяции, «осознают» даже они сами. Это право на солнце, право на жизнь. Все их остальные «права» следуют из этого. Тем не менее, сегодня наше общество дошло до того, что нам приходится защищать естественные права не столько животных, сколько уже людей – их «право» на любовь и сострадание. Если кто не заметил – у нас в обществе практически осуждается «чрезмерное внимание» к животным, встречается буквально с ревностью. Люди, занимающиеся этим - на «правах меньшинства» в лучшем случае. Потому, думаю, насущно назрело поговорить не столько о животных, сколько о себе родимых. Ну и конечно в контексте увязки с животными.

В чем заключается любовь к животным? Что это такое?

Ну попробуем. Начнем с того, что любить кого бы то ни было – конечно дар Божий, но не всем сразу дается в готовом виде. И хотя мы с этим рождаемся, для того и рождаемся здесь, чтоб учиться этому всю жизнь. У любви несчетное множество оттенков, но за всеми ними есть один основной цвет – свет. Где нет света – там нет любви. И каждый раз, когда мы оперируем этим словом, убитым вконец шумовыми смыслами, возникает насущная потребность отдифференцировать, с чем мы имеет дело в данном случае. То, что мы чувствуем к животным, или по крайней мере должны, это не совсем то, что уместно называть любовью. Это - сочувствие, чувство родства (помните Маугли – «Мы с тобой одной крови»?), опеки над ними, ответственности, но само чувство –  просто к миру вообще, к природе, ко всему живому, и оно как бы за кадром. Дело не в объекте, а во внутреннем состоянии, в котором любой человек в принципе другой, и, собственно, это и есть человек в человеческом состоянии. Впрочем - не только человек, любить, сочувствовать умеют и животные, но с человека другой спрос – что с этим делать дальше… Так вот, когда человек в этом состоянии, ему в голову не придет не только пнуть животное, но и пройти мимо страдающего. А еще - это желание служить. Конечно не самому животному, а тому смыслу, который вложен в его создание, даже может не всегда до конца осознаваемому.

И это чувство начинается с сострадания, оттуда оно легче переплавляется именно в безусловную любовь. Испытать это к животному проще, чем к человеку, потому животные нам даются, как первая ступень к овладению этим очень актуальным навыком. Женщине дается эта ступень еще и с вынашиванием и рождением ребенка, потому, наверное, женщин, вовлеченных в этот процесс, больше, чем мужчин, на порядка два. Мы не вовлечены в отношения с животными на равных, мы имеем дело с другим видом, который нам может быть не всегда понятен. Возможно, для тех, кто любит животных разных видов, будет понятнее: от осознания того, что один вид охотится на другой, собака – на кошку, кошка – на мышку, мы же не перестаем ощущать родство с ними из-за этого, тем более, что мы и сами в этой «пищевой цепочке».

Есть притча о том, как Бог учил первого человека любить, прежде чем дать ему другого человека – женщину. Сначала Он привел к человеку собаку, чтоб тот познал любовь, верность и преданность к себе, потом кошку, чтоб научиться любить существо независимое, потом - лошадь … Это все отражение того, что внутри нас – собака, кошка, лошадь, женщина …

Чем именно занимаетесь вы – зоозащитники, волонтеры, конкретно ваша организация?

Прежде всего - «мы» - это очень разные люди, группы, организации, которых формально объединяет название «любители животных», и все они могут ставить разные цели и по-разному понимать смысл своей деятельности. Так что будем говорить о себе. Теперь разберемся с разновидностями отношения к животным и что делать в каждом случае по пунктам:

1.Садизм и откровенная жестокость, 2. Равнодушие, безразличие, 3. Сочувствие, сострадание, 4. Любовь – договорились, что это за кадром ...

1) С первыми что делать – понятно – доработать статью УК 258.2 и беспощадно применять. Здесь у общества, даже в целом довольно равнодушного к животным, особых вопросов не должно возникать, надеюсь. По крайней мере, об этом уже достаточно сказано и другими, и нами, и еще будет говориться отдельно. Но хочу напомнить о другом аспекте: прежде чем мы беремся бороться с любым видом насилия и агрессии, жестокости ли в отношении животных, насилия в отношении женщин, или детей, любителей тату или нац-меньшинств, надо всегда помнить, что это все – следствия. А борьба со следствием малопродуктивна. А причины - в первую очередь в неуважении к жизни вообще, в потери высоких смыслов, в неумении любить, уважать, сострадать … вообще, в целом …

2) О равнодушии и безразличии. Для начала признаем, что мы не любим не только животных, но и вообще мало кого умеем любить. Равнодушие доминирует, как ценность, его воспитывают и культивируют в детях, и наш «разговор» через нашу деятельность сейчас в основном именно с такими. До них надо суметь достучаться, но удается только до тех, кто уже сам подошел достаточно близко

3) Первое, чему нужно учиться на этом пути  - состраданию, и через сострадание научиться познавать мир, непознаваемый иначе. Это нужно не столько или не только животным, или какому бы то ни было конкретному объекту, а нам самим для собственного развития. Но СО-страдание, помимо способности, это страдание, и также важно не застревать на этом этапе. У тех, кто застревает, жизнь превращается в ад, и не у всякого хватает сил из него вырваться. Кроме того опасность не только в застревании, хорошо бы еще не пойти на попятный, не запереться от болезненных эмоций в зоне комфорта. Таким людям более всего бывает нужна наша поддержка

4) С другой стороны, именно сострадание и боль могут явиться стимулом учиться любить. Умение любить создает единственный источник энергии, который способен трансформировать боль в созидание. Носители этого смысла наши ближайшие единомышленники. Потому мы в своей деятельности больше всего стараемся сосредоточиться на них и поддерживать в первую очередь людей, которые на этом пути

- Часто приходится слышать вопрос приблизительно в такой формулировке.  - Чем вы занимаетесь? Зачем? Страна в состоянии войны, народ на треть за гранью нищеты, буйствует пандемия, цифровизация, инфляция, а вы ходите по дворам и кормите котиков и собачек. Вы в своем уме? Это что – уход от действительности? Форма бегства? Или инфантильность?

 Знаете, далеко ходить не будем, возьмем хотя бы последнюю войну. Было неожиданным сюрпризом, что во время 44-дневной войны эта тема не только не затерлась, а даже совсем наоборот. Мы поначалу думали, что будем вынуждены сделать паузу, если не в своей деятельности, то по меньшей мере на время перестанем об этом распространяться вовне. Но стали происходить поразительные вещи. Лента в соцсетях запестрила  фронтовыми фотографиями ребят то с собаками, то с котятами. Причем фотографии делались совсем не только кем-то из бывших страстных любителей животных, и были фотографии не только арцахской войны, но и прежних войн (1-ой арцахской, 1- 2-ой мировых…). Пошли рассказы о том, что были люди, которые кормили бродячих животных под бомбежками, о том, что кто-то привез домой из этого ада котенка и, оставив у родителей, сам возвратился. Или собака, бежавшая за скорой, находила своего раненого человека и ждала неделями во дворе госпиталя, а весь персонал ее не только не прогонял, но подкармливал, а парень, как только смог встать на ноги, забрал с собой домой. По размышлении над этими историями напросилась мысль, что когда смерть рядом, вероятно высвечиваются какие-то новые смыслы, до сих пор скрытые даже от самих себя. И тут в поле зрения попадает котенок или собака, а может птичка… - тоже чья-то жизнь …

Ладно, это общий подход. А в чем смысл деятельности тех людей, которые защищают, спасают, лечат отдельных животных?  Ведь всех не спасешь?

Обжить, согреть, обласкать пространство, придать ему другие свойства – словом, по возможности одухотворять. Кстати, и людей, и животных. Знаете, даже животные становятся другими, собаки начинают дружить с кошками, даже нянчить котят, кошки не трогают крыс (к величайшей досаде некоторых жильцов), собаки - между собой меньше грызться и т.д..  И это не утопические выдумки, спросите у любого опытного волонтера, ухаживающего за бродяжками. Может есть и элемент бегства в другую реальность, говорят же, когда кормишь животное – кормишь душу, но это не основное, потому что слишком много и боли. Так что есть и обратная сторона. Волонтеры, особенно те, кто занимается уличными животными, они в основном люди угрюмые, зачастую неприветливые, может даже некоторые озлобленные, наверное потому что почти ежедневно сталкиваются с достаточно суровой действительностью – жестокостью, даже живодерством, равнодушием, агрессией, хамством. Но несмотря на это все, они все же находят в себе силы и место для заботы о пространстве рядом. Синхронизируются друг с другом сами. А это все вместе создает иную атмосферу вообще вокруг… В контексте нашей беседы – они так «воюют», эта война там, она - война и здесь, и так тоже нужно и можно «воевать», и еще неизвестно, где война первичная, а где уже - как следствие. Здесь тоже фронт, где сталкиваются те же смыслы, те же системы ценностей. И отрабатываются приемы отражения атак агрессии и жестокости. Смысл в том, чтоб постепенно вырасти над ответной агрессией, потому что просто заражение агрессией ведет только в нескончаемую череду взаимоответных атак. Потому такая стратегия не менее годится и в случае той видимой войны – не довести дело до военных действий, где уже разрушение и смерть, упредить ее, потому что если дело доходит до реальной войны, в ней победителей уже не бывает. (Здесь - внимание - не политизировать, о политическом смысле сказанного как-нибудь поговорим отдельно).

Есть разница между состраданием и любовью к животным? И коль уж скоро затронута эта тема, интересно было бы послушать, как вы относитесь к естественному отбору, и не является ли ваша деятельность вмешательством в «дела природы»?

Ты тонешь не потому, что падаешь в реку, а потому, что остаешься в ней. (Пауло Коэльо) Человек, попадающий в такие ситуации ежедневно пытается осмыслить, что есть жизнь: час назад котенок был жив, а сейчас изуродованный трупик … И какой в этом всем смысл... Ты вкладываешь свою энергию, свое жизненное время, отрывая от чего-то другого, а оно утекает в никуда. Что остается, когда гибнет котенок или собака просто в силу естественного отбора? Из каждого помета в 4-5 щенков или котят остаются в среднем один или двое. Из них еще часть гибнет позже, в итоге почти все, за редким исключением, погибают, и … рождаются новые. И если ты не видишь нечто, что остается в сухом остатке, то начинает казаться, что растрачиваешь жизнь на борьбу с ветряными мельницами, т.е. в нашем случае - с естественным отбором… Многие отчаиваются и бросают. Кто-то научился сострадать, но застрял на этом. Это отражается и на их психике, и на их деятельности, и на животных под их опекой. Но надо суметь прорваться дальше.

Наша деятельность никак не вмешивается и не может в естественный отбор. Просто масштабы разные. Так что он  происходит себе параллельно. Вот массовые вакцинации - против естественного отбора, а мы - никак нет. Но для каждого конкретного животного – помогают ли ему, спасают ли, или – наоборот – проходят равнодушно мимо, меняется все. Но и для человека, который изменил судьбу животного, радикально меняется многое. Эти люди немножко «оживляют» и «обжигают» этим себя и вокруг. Для себя эту идею я сформулировала в такой метафоре: мы как ангелы для них, и, по принципу подобия, как мы к ним, так и ангелы к нам

Зачем воспитывать сострадание, если оно приносит страдание? Многие родители пытаются уберечь от этого своих чад. Считаете, что это неправильно?

Без этого мы всю жизнь, как под наркозом, просто ничего не чувствуем. Может и боли не чувствуем, но и все остальные эмоции притуплены. Это как в песенке «Если у вас нету тети», ну или там – собаки – вам ее не потерять – думайте сами, чувствуйте сами… Кроме того сочувствие – это форма познания, тип интеллекта. Кому кажется, что мир в основном познается с помощью 5-ти органов чувств, или физических приборов, скажем, или математически измеряется, они просто не знают, что по сути, если не слепы и глухи полностью, то по меньшей мере – «дальтоники» по сравнению с теми, кто умеет и не боится сострадать. Мы можем не вполне понимать кого-то, не разделять его образа жизни, понятий, черт, мы можем его и не любить даже особенно, но умение сострадать – это тоже дар свыше, и без него мы просто ущербны. Как там у Ф.Тютчева: « … и нам сочувствие дается, как нам дается благодать» - т.е. эта способность -  действительно божья милость, просто мир открывается в других красках. Остается теперь самую малость – подняться над этим страданием, сложить пазл – для чего оно дается … По мне, смысл в трансформации этой энергии. Это же энергия, ее источник – именно от мучительного желания избавиться, исправить некий «неудачный» фрагмент мира, и только она может быть в случае правильной направленности быть переработана в созидание. А последнее – это и есть жизнь, то пламя от божественной энергии на Земле, нести которое - основное предназначение человеческого воплощения.

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Читать также:
Все
Ушастая сова – коренной житель Еревана
Малышей усилиями пользователей соцсетей назвали Аней и Амелией…
FIA: Ученые научили собак вынюхивать людей с ПТСР
Симптомы посттравматического расстройства включают гипервозбуждение, резкие реакции при напоминаниях о травме…
В Австрии на кулинарном телешоу случайно приготовили краснокнижную рыбу
Речь идет о рыбе из семейства карповых, дунайской плотве, которая пользуется в Австрии круглогодичной защитой…
CNN: в джунглях Эквадора нашли самую большую анаконду в мире
Длина одной из самок, найденных учеными, составляла 6,3 метра…
В ЮАР запечатлели на фото уникального розового слоненка
Альбинизм — редкое заболевание, поскольку оно рецессивно и проявляется только тогда, когда оба родителя несут мутировавший ген и передают его своему потомству…
Взаимопомощь и поддержка: Частично ослепшему пингвину помогает сородич
Пингвин стал опорой и «глазами» сородича …
Самое