
Обещание Турции заблокировать проход некоторых российских военных кораблей через ее воды в Черное море может помочь восстановить ее связи с НАТО, пишет Reuters.
Скопление российских кораблей, ожидающих отправки, проверит решимость Анкары в ближайшие несколько дней и покажет, как далеко она готова зайти, сменив свой исключительно тонкий дипломатический баланс между востоком и западом.
Турция изменила свою риторику, назвав в воскресенье нападение Москвы на Украину «войной» — шаг, который позволит Анкаре использовать части международного пакта, чтобы ограничить транзит некоторых российских военных кораблей из Средиземного моря в Черное море.
Это может ограничить способность Москвы наращивать свои военно-морские силы для нападения на побережье Черного моря Украины, хотя все зависит от мелкого шрифта в Конвенции Монтрё 1936 года. Пакт позволяет Турции ограничивать морской транзит через проливы Дарданеллы и Босфор в военное время, но содержит пункт, позволяющий судам возвращаться на базу.
По крайней мере четыре российских корабля в настоящее время ожидают решения Турции выйти из Средиземного моря, сказал Йорук Исик, базирующийся в Стамбуле геополитический аналитик и глава консалтинговой компании Bosphorus Observer. По словам Исика и высокопоставленного турецкого чиновника, два из них — фрегат и эсминец — официально попросили отправиться в путь уже на этой неделе.
«Назвать это войной — очень большой шаг», — сказал Исик агентству Reuters. «Анкара не хотела идти на этот шаг и своей формулировкой дает Москве последний шанс остановить агрессию»ю
Ставки высоки для члена НАТО Турции, которая имеет морские границы и хорошие связи как с Россией, так и с Украиной.
Решительный сдвиг в сторону Запада может укрепить ее положение в НАТО после того, как покупка Турцией в 2019 году российских ракет С-400 испортила отношения и спровоцировала санкции США.
Тем не менее, любой слишком далеко идущий шаг может нанести ущерб экономике Турции, и без того пострадавшей от декабрьского валютного кризиса и инфляционной спирали.
Российский природный газ составляет 45% турецкого импорта, а россияне составляют 20% туристов.
Атилла Есилада из GlobalSource Partners сказал, что изменение Турции в отношении конфликта «почти наверняка вызовет гнев России», и что это будет видно по запретам на экспорт турецкой сельскохозяйственной продукции или провокациям в Сирии.
Другой чиновник сказал, что правительство Турции планировало предпринять шаги для стимулирования экономики, когда последствия конфликта ощущаются «с каждым днем все больше и больше». На прошлой неделе лира ненадолго упала на 5%, после начала Россией спецоперации.
Между тем, турецкие политики придерживаются сдержанной риторики. Президент Тайип Эрдоган раскритиковал подход Запада к Москве, в том числе применение санкций, а также принял резкий тон в отношении России, назвав вторжение «неприемлемым» и «тяжелым ударом» по региональной безопасности.
Установив тесные связи с Россией в сфере энергетики и обороны, Анкара продала беспилотники Украине и подписала соглашение о совместном производстве, чем разозлила Москву.
Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу призвал российских и украинских коллег к прекращению огня и переговорам, которые Эрдоган предложил провести в Турции.
Чавушоглу заявил в воскресенье, что кораблям, возвращающимся на базу в Черном море, будет разрешен проход и оценка будет проводиться в каждом конкретном случае.