News
Лента
News
Суббота
Апрель 20
Вся лента

Правительство Армении не осознает прямую связь между преодолением стоящих перед страной вызовов и целенаправленным развитиемсферы НИОКР(Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, англ. R&D, Research and Development), считает член инициативы «Гитуж» сооснователь стартапа Robomart Тигран Шахвердян.

По его словам, об этом свидетельствует отсутствие четко обозначенных государственных целей и претенциозных стратегий в разных сферах деятельности страны, особенно – оборонной.  «Возможно, правительство и осознает, но нет должного потенциала для решения данных проблем, однако это не меняет ситуацию. Инициатива «Гитуж» ставит данный вопрос, поскольку считает, что в сфере НИОКР нужны серьезные и быстрые изменения - у нас просто нет времени», - отметил он.

Как пояснил Тигран Шахвердян, НИОКР– это более широкое понятие, чем просто научные исследования. Оно состоит из разных частей, которые развиваются и работают по разным принципам, и чистая наука – одна из составляющих. В целом программы НИОКР реализуются с целью постановки и решения задач в конкретных сферах. И поскольку чаще всего лучшие исполнители этих работ находятся вне правительства, необходимо формирование и осуществление государственного заказа.

«Когда, например, какое-либо министерство ставит цели по решению проблем находящихся в его ведении сфер, то один из инструментов решения данных задач – это НИОКработы, которые и обеспечивают новаторство», - сказал он.

В Армении на сегодняшний день государственный заказ по НИОКР осуществляется посредством всего лишь двух структур - комитета науки в составе министерства образования, науки, культуры и спорта и военно-промышленного комитета в составе министерства высокотехнологичной промышленности. Как отметил Тигран Шахвердян, по части фундаментальной науки с прошлого года наметился определенный прогресс, увеличилось финансирование, под него разработаны новые проекты, но масштаб данных проектов пока не соразмерим с проблемами, которые требуют немедленного решения. Здесь, по его словам, нужен системный подход, а не отдельные местные решения. «В правительстве думают, что после увеличения бюджета фундаментальных исследований они решили вопрос науки, и могут на этом успокоиться», - сказал он.

Как пояснил Тигран Шахвердян, фундаментальная наука требует несколько иных инструментов развития, и ее цель – создание научного сообщества и инфраструктур, которые служат решению задач, стоящих перед обществом государством и/или частными компаниями уже посредством НИОКР.

«Увеличенное финансирование было направлено на реализацию программ, разработанных комитетом науки. У этих программ свои критерии оценок, и финансы здесь тратятся целевым образом, - сказал он, добавив, что, тем не менее, когда пытаешься оценить, как это должно изменить всю систему науки, например, как будет шириться научное сообщество, видишь, что плана нет. Когда пытаешься спроецировать эти прграммы на сроки исполнения программы правительства (до 2026 года), то видишь, что такими темпами невозможно предотвратить сокращение числа ученых.

Так, научное сообщество Армении в год теряет примерно 200 человек. Есть два источника восполнения этих потерь: увеличение числа аспирантов, выбирающих научную карьеру, и обеспечение иммиграции ученых из-за рубежа, из армянской диаспоры.

«Ситуация с аспирантами катастрофическая, поскольку по всей республике всего 200 аспирантских мест по госзаказу и очень малое их число пополняет научное сообщество. Фактически, рост числа ученых не обеспечивается. Путем иммиграции ученых возможно достижение необходимого роста более быстрыми темпами. Осуществляемые с этой целью программы по своему характеру очень хорошие, но их масштабы смехотворные. Они осуществляются по следующей логике: если в этом году переедут 15-20 человек, уже хорошо. Даже эти хорошие программы ничего не изменят, если будут продолжены в тех же малых масштабах. Все равно, научное сообщество гибнет. И одновременно с этим, в той части, где уже государство должно использовать потенциал научного сообщества для решения свих проблем, сформировав четкий заказ по НИОКР, в этой части вообще глубокая пропасть», - сказал он.

По его словам, единственная структура, которая у нас есть для этих целей с выделенным бюджетом – военно-промышленный комитет – сегодня вообще находится в непонятном состоянии. У него два года не было председателя, а его бюджет, вместо увеличения и реализации претенциозных программ, не был полностью реализован. И это в условиях, когда страна стоит перед серьезными вызовами безопасности.

Как пояснил Тигран Шахвердян, на реализацию программы «Целевые научные и научно-технические исследования в сфере обороны» министерству высокотехнологичной промышленности в 2021 году из госбюджета было выделено 4 млрд 574 млн драмов. А в 2022 году – 5 млрд 200 млн.

В конце 2021 года двумя решениями правительства бюджет данной программы суммарно был сокращен на 2 млрд 576 млн драмов. Сокращение было произведено и в апреле текущего года – на 295 млн драмов.

Поскольку в 2021 году бюджет военно-промышленного комитета был перераспределен в конце года, как отметил Тигран Шахвердян, логично предположить, что в течение года эти деньги не смогли потратить, что очень плохо. Но раз уж деньги не были потрачены, то хотя бы логично в конце года потратить их на другие нужды. «На тот момент это, наверное, было правильное решение, но это означает, что перед этим плохо поработали. А в этом году средства из бюджета на НИОКР стали перераспределять уже с середины года, что уже не укладывается в логику», - отметил он.

Тигран Шахвердян не знает, почему министерство высокотехнологической промышленности приняло такие решения. На запросы ряда СМИ в министерстве сослались на то, что это закрытая информация. Вместе с тем, из министерства звучат отговорки, что проблема не в деньгах, а в отсутствии заявок или хороших проектов.

«Абсурдноразвивать госзаказ с таким подходом. Если не обращаются, то ты должен понять, почему, и попытаться решить данную проблему. Причин может быть множество. Например, в стране нет этих научных или инженерных групп. Что в этом случае ты делаешь, чтобы эти группы сформировались? Каковы твои программы как военно-промышленного комитета?  Может, надо пойти в министерство образования и науки, в комитет науки и сказать, мне нужны такие-то группы, давайте вместе работать?

Или если эти группы есть, но не подают заявок, пытались выяснить, почему? Может в прежние годы обращались, возникли проблемы, и больше не хотят иметь дело с государством?», - сказал он, добавив, что обсуждения с профессиональным сообществом показывают, что есть такая проблема. По словам Тиграна Шахвердяна, программы военно-промышленного комитета реализуются по логике закупа, то есть, в четкие сроки следует представить конечный продукт, но когда имеешь дело с научно-исследовательскими или опытно-конструкторскими работами, то это не однозначно планируемый процесс, есть определенные риски.

«В этих работах даже отрицательный результат является результатом. Это тоже знание, на котором ты можешь строить свои дальнейшие шаги. Порядок выдачи грантов, проведения конкурсов в данной сфере должен изначально содержать в себе допустимость технологических рисков. Другое дело, если люди ничего не сделали, растратили средства, тогда надо проводить расследование. Но если они действительно трудились в поте лица, но не получили запланированного результата, это не значит, что результата нет никакого, и надо людей привлекать к уголовной ответственности», - отметил он, добавив, что и со сроками выполнения таких проектов надо быть более гибкими, поскольку могут быть случаи, что опытный образец просто пока недоработан.

Месяц назад инициатива «Гитуж» выступила с заявлением, в котором констатировала, что «без уточнения государственных целей и претенциозных стратегических задач обеспечение безопасности Армении будет невозможным». В заявлении перечислен ряд мер, которые инициатива предлагает принять в кратчайшие сроки.

Комментируя данное заявление, Тигран Шахвердян отметил, что самое главное – это осознание, что без заказа и претенциозных инвестиций в НИОКР у нас не будет ни безопасности, ни развития.

«Подчеркну. Не просто надо без всяких целей тратить выделенные средства, а надо тратить их, исходя из целей страны. И очень важно зафиксировать данное обязательство законодательно», - казал он.

Инициатива «Гитуж» предлагает законодательно зафиксировать, что с 2024 года на НИОКР будет выделяться минимум 1% от ВВП. И очень важно, чтобы это обязательство было зафиксировано именно в законе, а не оставалось на уровне обещаний или проявлений доброй воли. И это послужит сигналом для нашего общества, для молодых людей и ученых Армении и диаспоры, это даст им уверенность в том, что они могут связывать свой карьерный рост с Арменией.

После того, как это будет сделано, до 2014 года у государственных структур и частного сектора будет время для объединения усилий и разработкиНИОКР стратегий по ключевым для Армении отраслям. В частности, для сфер обороны, арменоведения, искусственного интеллекта, космической сферы, биотехнологий и агротехнологий. Эти стратегии должны исходить из нужд государства, иметь измеримые цели, список мероприятий и четкий бюджет.

«Мы можем разработать стратегии для данных направлений, наш частный сектор и научное сообщество имеют для этого достаточный потенциал. Но должно быть поручение правительства конкретному полномочному органу и чиновнику, что это должно быть сделано в четко установленные сроки», - сказал он.

По его словам, в мире есть разные практики развития стран на основе НИОКР. Есть страны, где у каждого министерства есть особый отдел и бюджет для исследований. Есть страны, где для этого создана одна централизованная структура. Тигран Шахвердян полагает, что Армения могла бы начать с формирования отдельных структур для ряда отраслей. Например, в министерстве экономики для решения задач находящихся в его ведении сфер.

«Более того. Почему, например, министерство иностранных дел не имеет бюджета для исследований? Программы НИОКР ведь не только для STEMнаправлений, но и для решения проблем гуманитарных и общественных наук, в частности, арменоведения. МИД может давать заказ на исследования не только армянским ученым, но и зарубежным, и использовать эти знания, чтобы лучше делать свою работу», - сказал он.

Ему известны несколько случаев, когда такие стратегии разрабатывались, предлагались правительству, но они так и не были приняты. Например, в сфере обороны. Или сам Тигран Шахвердян был членом рабочей группы по разработке стратегии развития космической сферы, но эта работа по неизвестным ему причинам была остановлена. В настоящее время, по сведения Тиграна Шавхвердяна, министерство высокотехнологической промышленности ввело в обращение другую стратегию по космической сфере, с которым рабочая группа не знакома. Но, по его словам, если новая стратегия – это претенциозный проект с четкими цифровыми показателями и сроками выполнения – то нет проблем. Ясно одно, у нас нет времени на промедление, надо начать эти работы с сегодняшнего дня.

«Я не знаю, на кого мы надеемся, затягивая решения этих насущных для нас проблем? Кто будет нас спасать, или кто даст нам технологии и будет обеспечивать нашу безопасность, если мы сами не берем на себя обязательство это делать?», - заключил он.

Анаит Саркисян

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Читать также:
Все
Канадские ученые научились получать нефтепродукты из отходов резины и пластика
В основе новой технологии лежит процесс быстрого пиролиза…
Армения и Саудовская Аравия обсудили вопросы сотрудничества в сфере информационных технологий
Они обозначили основные направления взаимодействия…
В Киргизии по решению властей частично заблокировали TikTok
Несколько дней назад Государственный комитет национальной безопасности республики направил в министерство цифрового…
Live Science: создан дрон, способный запоминать человека и преследовать его
Беспилотник использует «модель обнаружения объектов» ИИ на основе встроенной камеры…
Команда Армении прошла в финал Международной студенческой олимпиады по программированию
15 апреля состоялась официальная церемония открытия…
Авинян: На каком-то этапе сами университеты захотят оказаться в среде Академгородка
Я являюсь председателем Совета попечителей…
Самое