Четверг
EUR
429.75
RUB
7.83

Ученые впервые секвенировали геном жертвы извержения Везувия над древним городом Помпеи, что пролило новый свет на здоровье и многообразие тех, кто жил в Римской империи во времена катастрофы.

В исследовании, опубликованном в Scientific Reports, группа ученых под руководством Габриэле Скоррано, доцента геогенетики Копенгагенского университета, извлекла ДНК из двух жертв, мужчины и женщины, чьи останки были найдены в Доме ремесленника в Помпеях.

Хотя эксперты секвенировали ДНК обеих жертв, они смогли секвенировать весь геном только из останков мужчины из-за пробелов в последовательностях, полученных от женщины.

До этого исследования были секвенированы только короткие участки митохондриальной ДНК из останков человека и животных, найденных в Помпеях.

На момент гибели мужчине было от 35 до 40 лет.  Сравнение его ДНК с генетическими кодами, полученными от 1030 древних людей, а также 471 современным человеком из Западной Евразии, показало, что его ДНК имеет наибольшее сходство с современными людьми из центральной Италии и теми, кто жил в древнеримский период. Анализ его митохондриальной ДНК и ДНК Y-хромосомы также выявил группы генов, обычно встречающихся на Сардинии, но не среди тех, кто жил в Италии во времена империи, что позволяет предположить, что в то время на итальянском полуострове мог быть высокий уровень генетического разнообразия.

Дальнейший анализ скелета мужчины также выявил повреждения в одном из позвонков, а последовательности ДНК позволили предположить, что перед смертью у него мог быть туберкулез.

Женщине было больше 50 лет, и предположительно она страдала остеоартритом.

«Это могло быть причиной того, что они ждали, пока все это закончится, в своем доме, по сравнению с другими жертвами, которые бежали и чьи останки были найдены на открытых пространствах», — сказала Серена Вива, антрополог из Центра. Университет Саленто, входивший в исследовательскую группу.

Руины Помпеи были обнаружены в 16 веке, а первые раскопки начались в 1748 году. За столетия были найдены около 1500 из примерно 2000 жертв. Раскопки в 2020 году на вилле, которая должна была быть окраиной древнего города, обнаружили останки двух мужчин, которые, как полагают, были хозяином и  рабом.

Ученые заявили, что результаты подтвердили возможность извлечения древней ДНК других жертв Помпеи, чтобы лучше понять их генетическую историю.

«В будущем можно будет изучить гораздо больше геномов из Помпеи», — сказала Вива. «Жертвы Помпеи пережили природную катастрофу, тепловой удар, и было неизвестно, удастся ли сохранить их генетический материал. Это исследование подтверждает это и то, что новая технология генетического анализа позволяет нам секвенировать геномы даже из поврежденного материала».

Фоторепортажи