News
Лента
News
Четверг
Март 28
Вся лента

В прошлом американо-китайская война за Тайвань казалась реальной возможностью, но не более того. Сегодня все больше экспертов считают, что американо-китайский конфликт не только возможен, но и вероятен, пишет Financial Times.

«На нашей нынешней траектории сейчас более вероятным кажется какое-то военное противостояние между Соединенными Штатами и Китаем в течение следующего десятилетия», - считает директор по Азии Международного института стратегических исследований Джеймс Крэбтри.

Высокопоставленные западные чиновники слишком осторожны, чтобы говорить такое публично, но многие разделяют пессимизм Крэбтри в частном порядке. Американское мышление  начало склонятся к этому в 2021 году, когда адмирал Фил Дэвидсон, уходящий в отставку командующий США в Индо-Тихоокеанском регионе, заявил Конгрессу, что видит «очевидную» угрозу «вторжения» Китая в  Тайвань в «ближайшие шесть лет».

Риторика китайского правительства, безусловно, националистическая и воинственная. Цинь Ган, посол Китая в Соединенных Штатах, отреагировал на неоднозначный визит Нэнси Пелоси на Тайвань на прошлой неделе, опубликовав в Твиттере видеоролик Народно-освободительной армии во время учений — с взлетающими ракетами, взрывами, сиренами и поющими солдатами. Сообщение было ясным и без тонкостей.

Страх перед надвигающейся войной подпитывается переменами в Китае, США и на самом Тайване.

С приходом к власти Си Цзиньпина в 2012 году внешняя политика Пекина стала заметно более агрессивной. Китай построил военные базы в Южно-Китайском море, а китайские войска убили индийских солдат в столкновениях в Гималаях. Неустанное наращивание военной мощи Китая означает, что сейчас у страны больше военных кораблей, чем у Америки.

В отличие от своих предшественников, которые, казалось, были готовы дождаться возможного «воссоединения» с Тайванем, Си назвал этот вопрос исторической миссией, которую «нельзя передавать из поколения в поколение». Народные ожидания были настолько высоки, что некоторые китайские националисты, похоже, были разочарованы тем, что Народно-освободительная армия не сбила самолет Пелоси.

Отношение в США также изменилось. Единственный вопросу, по которому, похоже, в Вашингтоне существует межпартийное согласие, это то, что Китай становится все более опасным соперником, которому необходимо противостоять. Тарифы эпохи Трампа на китайские товары поддерживались администрацией Байдена. И администрации Трампа, и администрации Байдена расширили свои связи с Тайванем.

Байден трижды заявлял, что Соединенные Штаты будут бороться, чтобы защитить Тайвань в случае вторжения Китая, что является отходом от официальной политики США «стратегической двусмысленности». Настойчивость его чиновников в том, что их начальник оговорился, с каждым разом становится все менее убедительной.

Неоднократные предположения Байдена о том, что США начнут войну из-за Тайваня, резко контрастируют с его четким заявлением перед вторжением России в Украину о том, что Америка не будет принимать непосредственное участие в военных действиях.  Это отражает широко распространенное в Вашингтоне убеждение в том, что по стратегическим и идеологическим причинам судьбу Тайваня будет определять баланс сил в 21 веке.

Однако напряженность могла бы и не дойти до точки кипения, если бы не перемены на самом Тайване. В 2016, а затем и в 2020 году остров избрал президента Цай Инвэнь, лидера Демократической прогрессивной партии, традиционно считавшейся «независимой». Хотя Цай избегает формальных шагов к независимости, ясно, что молодое поколение тайваньцев все чаще видит свое будущее отделенным от материка.

Применение Китаем силы стало бы трагедией не только для Тайваня, но и для самого материкового Китая. Это приведет к массовым жертвам со всех сторон, постоянному отчуждению между тайваньцами и жителями материка, а также к краху мировой экономики, который поставит под угрозу десятилетия роста Китая. Прежде всего, это чревато прямым конфликтом с Соединенными Штатами и Третьей мировой войной.

Но то, что вторжение на Тайвань было бы безрассудным и аморальным, не означает, что этого никогда не произойдет. Как показывает война в Украине, национализм, авторитаризм и недовольство и американская сила могут быть мощной и опасной комбинацией. Размышляя о конфликте из-за Тайваня, Пекин и Вашингтон чувствуют себя обязанными высказываться и действовать решительно. Каждая сторона надеется, что другая блефует. Остается надеется, что они обе правы».

!
Этот текст доступен на   Հայերեն and English
Распечатать
Самое