News
Лента
News
Четверг
Март 28
Вся лента

Глобальный мировой порядок, меняется со скоростью, невиданной со времен окончания холодной войны, быстро появляются новые действующие лица, что свидетельствует о том, что США быстро теряют бразды правления, пишет Daily Express.

«За последние три года мир потрясли крупные события, от глобальной пандемии Covid до начала войны в Украине, и все они вносят свой вклад в изменение облика мирового порядка, а ситуация в Индо-Тихоокеанском регионе и Южно-Китайском море является примером назревающего конфликта между соперничающими державами.

После падения «железного занавеса» и распада Советского Союза США быстро заполнили пустоту, чтобы стать мировой державой-гегемоном, разрушив прежние сферы влияния, и закрепившись в ранее неизведанных странах под видом распространения демократия.

Власть, которой обладал Вашингтон, быстро привела к тому, что американский доллар сохранил свои позиции в качестве иностранной валюты, доступной в мире, и позволил США увеличить свое преимущество над соперниками в качестве крупнейшей мировой экономики.

Однако война в Ираке и Афганистане привела к изменению настроений в отношении США и росту числа агрессивных негосударственных субъектов, сеющих террор как в США, так и во всем мире.

Взлет и падение президента США Дональда Трампа также изменили подход, который многие восходящие державы использовали, когда дело касалось США, поскольку несколько неприсоединившихся стран еще больше отдалились от Вашингтона либо в результате преднамеренных действий, либо в результате недоверия.

Сегодня США по-прежнему сохраняют свои позиции крупнейшей в мире экономики и, без сомнения, крупнейшей армии, но эксперты считают, что  дует ветер перемен, поскольку новые растущие державы стремятся вытеснить тех, кто находится наверху.

Китай

В прошлом месяце глава ФБР Кристофер Рэй и глава Службы безопасности Британии Кен МакКаллум выступили с беспрецедентным предупреждением о том, что Китай представляет собой самую большую угрозу для безопасности Запада.

«Мы постоянно видим, что именно китайское правительство представляет наибольшую долгосрочную угрозу нашей экономической и национальной безопасности, и под «нашей» я подразумеваю обе наши страны, а также наших союзников в Европе и других странах», - заявил Рэй.

МакКаллум сказал, что МИ-5 проводит в семь раз больше расследований в отношении Китая, чем четыре года назад, и планирует «увеличить их количество».

Более того, экономика Китая быстро растет, и эксперты предполагают, что к 2024 году он может стать крупнейшей экономикой мира.

Недавние события в Гонконге и введение в действие Закона о безопасности могут стать катализатором, необходимым для того, чтобы провести  аналогичную черту на Тайване.

Вашингтон давно заявлял, что поддержит остров, но не стал официально провозглашать Тайвань независимым государством из-за опасений дипломатической и даже военной реакции со стороны Пекина.

К проблеме с Тайванем добавляется постоянно растущее присутствие Китая в Южно-Китайском море и Индо-Тихоокеанском регионе, при этом Пекин строит двусторонние связи с островными государствами, вынуждая Вашингтон бороться и делать то же самое, хотя и слишком поздно.

Нет никаких сомнений в том, что Китай является следующей мировой сверхдержавой и, вероятно, встряхнет мир, установив новый биполярный мировой порядок, невиданный со времен холодной войны.

Тем не менее, другие растущие державы также могут изменить баланс в нескольких направлениях.

Россия

Когда распался Советский Союз, мир быстро увидел, как быстро исчезли сферы влияния, что привело к быстрому росту внутригосударственного конфликта, невиданного в течение многих лет.

В последующие годы между Москвой и Вашингтоном происходило относительно небольшое взаимодействие — по крайней мере, по сравнению с масштабами, наблюдавшимися во время холодной войны, — до прихода к власти Дональда Трампа.

Трамп начал сомневаться в необходимости НАТО в какой-то момент, в частности, из-за денег,   которые платили США по сравнению с другими. Его реакция заставила небольшие государства-члены быстро потянуться за чековыми книжками и увеличить расходы на оборону.

Но все изменилось, когда Владимир Путин начал свою сецоперацию в Украине.

В очередной раз статус-кво был нарушен, поскольку ведущая мировая держава играла мускулами, а США сидели и смотрели.

Признаки изменения приоритета и способности лидировать проявились, когда США отказались перейти путинские красные линии и позволить Украине вступить в НАТО, что для некоторых является признаком слабости.

Поскольку статья 5 требует взаимной защиты государств-членов, легко понять, почему Вашингтон хочет избежать конфликта с такой огромной ядерной сверхдержавой, как Россия.

Тем не менее, жесткая сила — не единственный инструмент в торге, и странно, что США не смогли активировать мягкую силу в форме дипломатии, что является еще одним признаком того, что Вашингтон больше не может иметь того влияния, которым он когда-то обладал.

Ближний  Восток

Ближний Восток долгое время был пороховой бочкой между Востоком и Западом.

Две войны в Ираке, постоянно растущая напряженность в связи с иранской ядерной программой, непрекращающийся конфликт между Израилем и Палестиной, война между Саудовской Аравией и Йеменом и непрекращающиеся проблемы с безопасностью в Персидском заливе, являющемся основным маршрутом поставок нефти, делают этот район крайне нестабильным.

Тем не менее, две страны столкнулись с тем, что США были вынуждены сократить или полностью покинуть страну: Афганистан стал свидетелем того, как США ушли навсегда, а Ирак стал свидетелем скелетных операций американских войск и официальных лиц.

Дипломатия также пострадала: Иран стал еще более ненадежным для США после того, как Трамп вышел из ядерной сделки, известной как СВПД, а  Байден изо всех сил пытался выполнить свое обещание возобновить соглашение.

Пакистан также поднял вопросы о вмешательстве США, поскольку свергнутый премьер-министр Имран Хан прямо обвинил Вашингтон в его смещении.

Тем не менее, поскольку США продолжают оставлять пустоты в регионе, они быстро снова заполняются развивающимися державами, а китайская инициатива «Один пояс, один путь» является ярким примером того, как экономические обещания — хотя и с большим интересом в пользу Пекина — могут открыть многие двери, которые захлопнули для США.

Предстоящий визит президента Си в Саудовскую Аравию на следующей неделе также вызовет беспокойство у США, поскольку Пекин, несомненно, будет следить за поставками нефти в королевство, одновременно предлагая помощь в финансировании крупных проектов модернизации, вырисовывающихся в Эр-Рияде.

В финансовом плане любая сделка между Саудовской Аравией и Китаем может привести к тому, что торговля отойдет от нефтедоллара, поскольку Пекин стремится использовать свой «цифровой юань», лишая США еще одного контроля над мировой властью.

Вопрос о том, является изменение неизбежным, остается предметом горячих споров, но глобальные события, безусловно, стали катализатором нарушения статус-кво.

Во времена кризиса лидерство является ключом к сохранению власти, и можно привести аргумент, что Байдену не хватает авторитета и репутации, которыми обладали некоторые из его предшественников.

Тем не менее, как говорится, добраться до вершины легко, удержаться— сложная часть. Для Байдена срок его пребывания в должности вполне может стать пиком могущества США, поскольку новые глобальные соперники пробираются к вершине либо с помощью силы или принуждения, но все они преследуют одну и ту же цель».

 

!
Этот текст доступен на   Հայերեն and English
Распечатать
Самое