
Структура семейных групп дает животным стимул помогать или вредить своей социальной группе с возрастом, показывает исследование, результаты которого опубликованы в журнале Nature Ecology and Evolution.
Исследователи изучили, как родство и сила генетических связей меняются в течение жизни у семи видов млекопитающих.
У разных животных этот показатель варьируется в зависимости от того, покидает ли потомство, самец или самка, или оба, группу, в которой они родились.
Например, самцы и самки косаток остаются в той же группе, что и их мать, поэтому с возрастом у самок растет число близких родственников - детей и внуков.
Но другие животные со временем могут жить среди меньшего числа близких родственников.
По мнению исследователей, когда животное живет в группе близких генетических родственников, его интересы могут заключаться в том, чтобы вести себя так, чтобы помочь всей группе.
Однако при жизни с меньшим количеством родственных или неродственных животных лучшей стратегией может быть эгоистичное или даже вредное поведение.
Среди видов, включенных в исследование, самцы пятнистых гиен, макак-резусов и желтых бабуинов обычно покидают свою родовую группу по достижении зрелости.
У шимпанзе потомство женского пола покидает группу, а у косаток и мангустов представители обоих полов обычно остаются в группе, в которой родились.
Согласно исследованию, учитывая, что животные эволюционировали, чтобы обеспечить выживание своих генов, эти долгосрочные изменения в родстве с семейной группой дают животным различные стимулы для участия в помогающем или вредящем поведении на протяжении всей их жизни.
«Наши результаты свидетельствуют о том, что стимулы помогать или вредить группе меняются с возрастом в зависимости от социальной структуры каждого вида», - отметили ученые.