News
Лента
News
Суббота
Апрель 20
Вся лента

Экономический ущерб от прекращения поставок российского газа быстро набирает обороты  в Европе и рискует в конечном итоге превзойти влияние мирового финансового кризиса, пишет Bloomberg.

Теперь, когда рецессия на всем континенте кажется неизбежной, наступает суровая зима для производителей химической продукции, сталелитейных заводов и производителей автомобилей, испытывающих нехватку необходимого сырья, которые присоединились к домохозяйствам, бьющим тревогу по поводу стремительного роста счетов за электроэнергию.

Основываясь на модели европейского энергетического рынка и экономики, базовый сценарий Bloomberg Economics теперь предполагает падение валового внутреннего продукта на 1%, причем спад начнется в четвертом квартале. Если ближайшие месяцы станут особенно холодными и 27 членов Европейского Союза не смогут эффективно распределять скудные запасы топлива, сокращение может составить до 5%.

Это примерно такое сильное падение, как рецессия 2009 года. И даже если этой участи удастся избежать, экономика еврозоны все еще находится на пути к тому, чтобы провести 2023 год в третьем по величине спаде со времен Второй мировой войны, причем Германия окажется в числе пострадавших больше всего.

«Европа явно движется к тому, что может быть довольно глубокой рецессией», — сказал Морис Обстфельд, бывший главный экономист МВФ, а ныне старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона в Вашингтоне.

Мрачные перспективы уже означают, что спустя семь месяцев после начала войны в Украине правительства выделяют сотни миллиардов евро семьям, одновременно помогая компаниям и говоря об ограничениях на потребление энергии. И эти спасательные усилия могут по-прежнему не сработать.

Некоторые наблюдатели за энергетической отраслью предупреждают о длительном кризисе, который потенциально может оказаться более масштабным, чем перебои с поставками нефти в 1970-е годы. Действительно, окончательные последствия дефицита могут быть даже хуже, чем могут отразить экономические модели, сказал главный европейский экономист Bloomberg Джейми Раш.

В условиях энергетического кризиса цепочка промышленных поставок может разорваться самым драматичным и непредсказуемым образом. У отдельных предприятий есть точка разрыва, выше которой высокие затраты на энергию просто означают, что они перестают работать. Целые отрасли могут столкнуться с нехваткой энергоемких ресурсов, таких как удобрения или сталь. В энергосистеме, как только начинается отключение электроэнергии, оно может быстро выйти из-под контроля, распространяясь каскадом по всей сети.

«Наш анализ является разумной отправной точкой для размышлений о каналах, через которые европейские энергетические рынки влияют на экономику», — сказал Раш. «Но он не может сказать нам о влиянии системных сбоев».

В качестве примера, опыт компании Evonik Industries AG, одного из крупнейших в мире производителей специальной химии, базирующегося в промышленной долине Рура на западе Германии. В заявлении для Bloomberg компания предупредила о потенциальном долгосрочном вреде от постоянно высоких затрат. «Основным условием процветания экономики Германии, и в частности промышленности, является постоянная доступность энергии, в том числе из ископаемых источников, по разумным ценам», — заявили в компании.

И она не одинока.  Volkswagen AG, крупнейший производитель автомобилей в Европе, заявил на прошлой неделе, что может перенести производство из Германии и Восточной Европы, если нехватка природного газа сохранится. Domo Chemicals Holding NV, которая совместно управляет вторым по величине химическим заводом в Германии, сокращает производство в Европе, в то время как итальянский производитель грузовиков Iveco Group NV заявил, что ведет переговоры с поставщиками об их борьбе с ценами на энергоносители.

Данные, опубликованные только на прошлой неделе, показали, что активность частного сектора в еврозоне сокращается третий месяц в сентябре, а индекс менеджеров по закупкам, составленный S&P Global, упал до самого низкого уровня с 2013 года. Между тем кризис также привел к снижению потребительского доверия.

Для Bloomberg Economics базовый сценарий, рассчитанный с использованием набора моделей, сочетающих энергоснабжение, цены и рост, теперь таков, что российские потоки составляют около 10% от тех, которые наблюдались в 2021 году. По словам экономистов Маева, это уже довольно ужасно.

«Даже после государственной поддержки сокращение реальных доходов достаточно велико, чтобы вызвать рецессию», — сказали они.

Их «невезучий» сценарий включает в себя еще меньше газа, холодную зиму, как в 2010 году, и низкое производство энергии из возобновляемых источников.

«Если поведение потребителей окажется нестабильным и единство между странами ЕС начнет разрушаться, цены на газ могут подскочить выше 400 евро, инфляция может приблизиться к 8% в следующем году, а экономика может сократиться почти на 5% этой зимой», — заявили они.

Политики уже открыли фискальные шлюзы, чтобы предотвратить экономическую катастрофу во время пандемии, и продолжали оказывать поддержку, когда разразился энергетический кризис. Теперь им предстоит сделать выбор: увеличить нагрузку на государственные финансы, предоставив дополнительную помощь, или ответить избирателям за то, что они позволили кризису выйти из-под контроля.

«Правительства находятся под огромным давлением», — сказал Дарио Перкинс, экономист TS Lombard в Лондоне. «Ограничение цен, поддержка ликвидности и крупные бюджетные трансферты кажутся неизбежными. Власти должны поддерживать домохозяйства и бизнес, иначе начнется рецессия, аналогичная той, которой они избежали во время пандемии».

Аналитический центр Bruegel подсчитал, что по состоянию на середину сентября правительства ЕС выделили 314 миллиардов евро на смягчение воздействия кризиса на потребителей и бизнес.

Это скажется на государственных финансах региона.

Сохраняющийся страх энергетической отрасли заключается в том, что боль в ближайшие месяцы может быть только началом. Кристиан Малек, руководитель глобальной энергетической стратегии JPMorgan Chase & Co, заявил в этом месяце Bloomberg TV, что, как только Пекин ослабит ограничения Covid, китайский спрос на СПГ увеличится, что приведет к усилению конкуренции и ценового давления для Европы.

«Это не просто трехмесячная проблема», — сказала Анук Оноре, старший научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований. «Потенциально это двухлетняя проблема».

!
Этот текст доступен на   Հայերեն and English
Распечатать
Читать также:
Все
Канадские ученые научились получать нефтепродукты из отходов резины и пластика
В основе новой технологии лежит процесс быстрого пиролиза…
Казахстан хочет транспортировать до 5 млн тонн в год казахстанской нефти по нефтепроводу Баку-Супса
В марте 2024 года между казахстанской KMГ и азербайджанской SOCAR было подписано соглашение о поэтапном увеличении объемов транзита казахстанской нефти…
Нефть умеренно дорожает после падения накануне
Цена июньских фьючерсов на сорт Brent на лондонской бирже ICE Futures составляет…
Нефть Brent подешевела до $89,52 за баррель
Нефть эталонных марок продолжает дешеветь третью сессию подряд…
Brent подешевела до $90,14 за баррель
Фьючерсы на Brent дешевели на лондонской бирже…
Нефть Brent подорожала до $90,2 за баррель
Стоимость июньских фьючерсов на сорт Brent на лондонской бирже ICE Futures составляет $90,22 за баррель, что на…
Самое