News
Лента
News
Вторник
Апрель 23
Вся лента

Иногда символизм имеет значение. Однако на этот раз он также открывает ящик Пандоры. Президент Франции Эммануэль Макрон получит то, что хочет, когда лидеры 44 стран соберутся в Праге на первую встречу Европейского политического сообщества — нового форума, созданного в ответ на российское вторжение, чтобы предложить более широкую и инклюзивную европейскую сеть, пишет Politico.

«Учитывая постоянные попытки российского лидера Владимира Путина использовать разделенный Запад, простой акт собрать европейских воротил для семейного фото плечом к плечу уже сам по себе является победой.

Но план Макрона также рискует оттолкнуть людей еще до того, как он будет запущен. Более широкая сеть означает более разнообразный состав персонажей. И опасность заключается в том, что, имея в игре так много интересов, Макрон обещает всем все, но не делает их счастливыми.

Украина не удовлетворится простым присоединением к говорящему форуму. Британия после брекзита попытается доминировать. Турция и ее ползучая автократия будут поглощать внимание. А Западные Балканы уже устали от заезженных обещаний о членстве в ЕС.

«Мы поддерживаем эту инициативу президента Франции, но она не должна заменять процесс членства (в ЕС)», — заявила вице-премьер-министр Украины Ольга Стефанишина в интервью Politico. «Это должно ускорить интеграцию на протяжении всего процесса присоединения».

Европейское политическое сообщество изначально задумывалось как форум, на котором европейские лидеры — но не конкретно ЕС — могут обсуждать области, представляющие общий интерес.

Это последняя версия концепции, которая десятилетиями витала в воздухе в ЕС. Бывший президент Франции Франсуа Миттеран рекламировал концепцию «европейской конфедерации» более 30 лет назад, но она так и не сдвинулась с мертвой точки.

Тогда, как и сейчас, мириады европейских программ превратили усилия в политическое минное поле. И на встрече в четверг их будет предостаточно.

Привлечение Турции, например, означает предоставление Реджепу Тайипу Эрдогану места за столом переговоров, в то время как турецкий лидер озвучивает все более резкие угрозы в адрес Греции, члена ЕС.

Присутствие британцев также чревато.

Великобритания взорвала 60-летнюю историю ЕС в 2016 году, когда стала первым членом, вышедшим из блока. Хотя ЕС пережил бурю, приветствие Великобритании в EПC может быть воспринято как сообщение другим скептически настроенным членам ЕС о том, что они также могут присоединиться к нему в качестве бывших членов, особенно с учетом недавней непримиримости Лондона в отношении нерешенного протокола Северной Ирландии.

Это также дает Британии шанс продвинуть на европейской арене свое собственное послание после Brexit. Разумеется, Великобритания с удовольствием использует этот шанс. В пресс-релизе, опубликованном в среду вечером, прямо говорилось: «Великобритания будет играть ведущую роль на саммите, чтобы стимулировать международные действия по национальным приоритетам».

Британское правительство заявило, что воспользуется этим мероприятием, чтобы оказать давление на страны ЕС по одному из их самых болезненных вопросов — военной поддержке Украины.

Французы выступают против представления о том, что EПC нормализует поведение Великобритании, пренебрегающее ЕС.

Официальные лица, занимающиеся подготовкой к саммиту, подчеркивают, что это «межправительственный» процесс, а не клуб «ЕС плюс плюс».

Но этот шаг, направленный на то, чтобы представить встречу в четверг как сообщество международных равных, направлен не только на то, чтобы успокоить участников-евроскептиков, таких как Великобритания. Речь также идет об обеспечении неприкосновенности самого ЕС и недопущении всего, что посягает на законы и структуры ЕС.

Вот уже несколько месяцев дипломаты во Франции пытаются найти посадочную площадку для EПC, стремясь найти компромисс между жесткостью институтов ЕС и расплывчатостью простого форума.

«Мы будем внимательны к иерархии стандартов. Мы не можем участвовать в проекте, который ослабит стандарты ЕС», — заявил советник министерства иностранных дел Франции. «Более вероятно, что мы перейдем к серии сотрудничества между правительствами на добровольной основе», — добавил он, признав, что проект все еще «расплывчатый».

По мнению некоторых наблюдателей, направление EПC на такие темы, как безопасность и оборона, энергетика или исследования, в которые ЕС не полностью интегрирован, является одним из способов избежать столкновений.

Новое сообщество уже сталкивается с ограничениями своих собственных структур.

На брифинге для прессы в среду представитель Франции сказал, что EПC будет действовать больше как G7, чем как такие организации, как Совет Европы или ОБСЕ. Но официальные лица заявили, что не будет даже письменного коммюнике, как в случае со встречами G7 и G20.

«Есть идея, что это может быть что-то вроде «Большой семерки», группы стран, обладающей властью, которая дает ориентиры МВФ, Всемирному экономическому форуму и т. д. и опирается на международные сети», — сказал французский экономист и один из первых сторонников Макрона Жан Пизани. «Но заявления EПC не будут иметь большого веса». Он утверждал, что без политического влияния крупнейших экономик мира европейский политический форум «не будет иметь влияния G7, где заявление устанавливает политическую ориентацию, которой должны следовать другие».

Эти проблемы становятся все более серьезными по мере того, как лидеры готовятся собраться в Праге. Значительная часть дебатов в четверг будет посвящена обсуждению сроков и места проведения следующего Европейского политического сообщества, а второе заседание должно состояться в стране, не входящей в ЕС.

Тем не менее, пока свежий форум кажется скорее разговорной лавкой, чем чем-либо еще.

Конечно, с учетом войны на континенте еще один дипломатический выход по своей сути не является чем-то плохим. Это еще один способ найти области сотрудничества по ряду конфликтов, от Brexit до армяно-азербайджанского конфликта. Но говорить пока можно только об амбициозной концепции Макрона.

Нетерпеливые потенциальные члены, в том числе Украина, которой ранее в этом году был предоставлен статус кандидата в члены ЕС, могут быстро устать от процесса, напоминающего двухуровневую Европу.

Европейское политическое сообщество – это идея, родившаяся в этот конкретный исторический момент. Но как долгосрочный политический проект он, возможно, уже мертв».

!
Этот текст доступен на   Հայերեն and English
Распечатать
Самое