News
Лента
News
Пятница
Апрель 19
Вся лента

В последние месяцы в международных финансовых кругах распространился пугающий нарратив: рост процентных ставок в США укрепляет доллар, вынуждая экономику удешевлять валюту и повышать стоимость импорта, которые уже борются со стремительным ростом цен на энергоносители и продукты питания. Чтобы сдержать стремительный рост инфляции, иностранные центральные банки должны еще больше ужесточить собственную денежно-кредитную политику, подталкивая мир к глобальной рецессии. Более того, более высокие процентные ставки в США и более сильный доллар оказывают особое давление на страны с формирующимся рынком (EME), которые должны покупать доллары, чтобы погасить свои долларовые долги с помощью постоянно дешевеющей местной валюты, пишет The Hill.

В этих опасениях есть более чем крупица правды. Рост доллара — это один из каналов, по которому ужесточение денежно-кредитной политики США помогает охладить экономику, а это неизбежно предполагает экспорт определенной части нашей инфляции в другие страны. Также верно и то, что исторически более жесткая политика ФРС означала плохие новости для развивающихся рынков: падение валют, рост кредитных спредов и разрушительный отток капитала. Эти эффекты были особенно заметны в то время, когда ФРС реагировала на рост инфляции (например, в начале 1980-х), а не на уверенный экономический рост США (середина 2000-х).

Но большая часть нынешних дискуссий преувеличивает роль ужесточения ФРС и повышения курса доллара в омрачении перспектив мировой экономики. Во-первых, вопреки мнению многих комментаторов, ФРС не проявляла исключительно агрессивной реакции на рост инфляции. Центральные банки во многих странах (включая Бразилию, Чили, Колумбию, Чехию, Мексику, Перу, Польшу и Великобританию) начали ужесточать денежно-кредитную политику раньше ФРС, и большинство из них повысило ставки намного больше. Страны с более значительным ростом базовой инфляции (за исключением продуктов питания и энергоносителей) обычно проводили более значительное повышение процентных ставок — реакция ФРС на инфляцию во многом соответствовала этому соотношению.

Во-вторых, сильный доллар оказывает меньшее давление на развивающиеся рынки, чем принято считать. Большинство дискуссий по этому вопросу сосредоточено на стоимости доллара по отношению к валютам стран с развитой экономикой. Согласно данным Федеральной резервной системы, даже после того, как на прошлой неделе они потеряли часть своих достижений, с начала 2021 года  выросли примерно на 15 процентов.

Напротив, стоимость доллара по отношению к валютам наших торговых партнеров в странах Европы и Ближнего Востока за тот же период выросла лишь примерно на 8 процентов. Этот меньший рост доллара по отношению к странам с формирующимся рынком приводит к меньшему увеличению их долговой нагрузки. Действительно, до сих пор в этом году большинство основных EME держались достаточно хорошо. Кредитные спреды по казначейским облигациям США по долларовому долгу стран с формирующейся рыночной экономикой, являющиеся хорошей мерой оценки рынком их кредитоспособности, в среднем расширились, но в целом остаются в пределах исторических диапазонов.

Безусловно, особенно уязвимые экономики, такие как Шри-Ланка, Пакистан и Аргентина, испытывают более серьезные долговые проблемы, но они в значительной степени отражают их собственные фундаментальные дисбалансы и, в любом случае, вряд ли приведут мировую экономику к рецессии.

Наконец, преувеличена роль сильного доллара в разгоне инфляции за рубежом. Поскольку почти все валюты упали по отношению к доллару, «многосторонний обменный курс» каждой иностранной экономики (то есть ее средний обменный курс по отношению ко всем ее торговым партнерам) упал гораздо меньше, чем ее «двусторонний» курс по отношению к доллару.

Действительно, из 31 основных мировых валют все, кроме одной (российского рубля), упали по отношению к доллару с начала 2021 года, но более трети из них фактически укрепились в многостороннем выражении.

Как следствие, иностранные экономики испытали меньший рост стоимости импорта и, следовательно, потребительских цен, чем можно было бы предположить из-за обесценения их валют по отношению к одному только доллару. (Помимо импорта из Соединенных Штатов, цены на сырьевые товары, такие как нефть, также выставляются в долларах, но их цены обычно падают, когда доллар растет.) А это означает, что иностранным центральным банкам пришлось ужесточать денежно-кредитную политику в меньшей степени.

Подводя итог, можно сказать, что рост доллара создает проблемы для мировой экономики, но эти проблемы не следует преувеличивать. Узкий акцент на сильном долларе недооценивает то, что, несомненно, является более важными факторами, подталкивающими мировую экономику к рецессии: повышение цен на энергию и продукты питания; нехватка энергии, особенно в Европе, в результате войны в Украинн; стремительный рост инфляции, вынуждающий центральные банки по всему миру ужесточать денежно-кредитную политику; политика Китая по борьбе с COVID-19, подавляющая экономический рост; а экономические рубцы и накопление долгов остались в наследство от пандемии COVID-19.

!
Этот текст доступен на   Հայերեն and English
Распечатать
Самое