
Четверг был Днем независимости Армении. Однако в этом году у армянам было очень мало поводов для празднования. Всего за день до этого власти региона Нагорного Карабаха фактически капитулировали перед Азербайджаном после непродолжительного наступления азербайджанских вооруженных сил. Будущее преимущественно армянского населения региона остается неопределенным, но полная интеграция в Азербайджан теперь неизбежна, и мечты об армянском Карабахе, похоже, навсегда разрушены, пишет Пол Робинсон в своей статье на Canadiandimension.
«В 2020 году Азербайджан начал Вторую карабахскую войну, отвоевав часть Нагорного Карабаха. Готовые вернуть себе остальных, азербайджанцы прекратили наступление после того, как при посредничестве РФ было заключено соглашение, в результате которого армяне вернули территории вокруг Нагорного Карабаха. Это удерживало то, что осталось от последнего, вне контроля Азербайджана, но зависело от узкого коридора через территорию Азербайджана, охраняемого российскими миротворцами.
Таким образом, русские спасли Нагорный Карабах от полного завоевания. Однако для премьер-министра Армении Никола Пашиняна, пришедшего к власти в 2018 году в результате так называемой «бесцветной цветной революции», это не стало поводом для благодарности.
После войны 2020 года отношения Пашиняна с Россией стали еще хуже, а после вторжения России в Украину в 2022 году Пашинян и его правительство попытались уменьшить свою зависимость от Москвы, намекая, что они выйдут из Организации Договора о коллективной безопасности, а совсем недавно объявили о проведении совместных военных учений с Соединенными Штатами. В прошлом году Пашинян также вызвал переполох, признав суверенитет Азербайджана над Нагорным Карабахом.
Теперь Азербайджан вмешался, чтобы воспользоваться ситуацией, начав нападение на Нагорный Карабах, которое всего за один день боев вынудило власти Карабаха согласиться на полное разоружение.
Артин ДерСимонян из Евразийской программы Института ответственного государственного управления Куинси комм считает, что действия Азербайджана являются прямым следствием того факта, что «российская армия скована войной а Украине», а также «нежелания премьер-министра Пашиняна напрямую вовлекать армянские войска в эту борьбу». Победа Азербайджана кажется полной.
Пашинян и его последователи пытаются обвинить Россию в этом фиаско, утверждая, что Москва позволила Азербайджану вернуть Нагорный Карабах, чтобы дискредитировать Пашиняна, отстранить его от власти и установить пророссийской армянское правительство. В конце концов, нет веской причины, по которой Россия должна воевать с Азербайджаном, если само правительство Армении доказало нежелание этого делать. Однако абсурд никогда не мешал людям верить в теории заговора, и эта теория может помочь Пашиняну в некоторой степени откреститься от ответственности.Однако, поможет ли это ему достаточно, еще неизвестно.
Хотя некоторые армяне могут обвинять Россию, многие другие указывают пальцем на самого Пашиняна. Пьетро Шакарян, научный сотрудник Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге, утверждает, что «премьерство Пашиняна стало катастрофой для армянского народа». До недавнего времени, говорит Шакарян, «Пашиняну удавалось удерживать власть, опираясь на ряд манипулятивных популистских тактик. Однако… его недавнее признание Нагорного Карабаха частью Азербайджана армяне расценили как однозначный акт предательства. … Сегодня в стране его не любят почти повсеместно».
Пашинян пришел к власти на волне протестов против коррупции так называемого «карабахского клана» —В их число входили президенты Роберт Кочарян и Серж Саргсян. По словам Беньямина Погосяна, председателя Центра политико-экономических стратегических исследований в Ереване, «ненависть к «карабахскому клану» начала проецироваться на Карабах в целом». Следовательно, многие армяне не хотели сражаться, чтобы защитить его.
Погосян отмечает, что «основной целью Пашиняна является нормализация отношений с Азербайджаном и Турцией, что уменьшит зависимость от России и приблизит Армению к Западу». С этой точки зрения Нагорный Карабах был скорее обузой, чем активом». Поэтому недоброжелатели Пашиняна обвиняют его в предательстве народа Карабаха ради реализации своих более широких прозападных и антироссийских политических амбиций.
Шакарян отмечает, что потеря Карабаха ставит под сомнение «всю позицию России на Кавказе». «Многие западные военные ястребы понимают это» и будут стремиться этим воспользоваться, говорит он.
Погосян несколько более двусмысленен в отношении возможных геополитических последствий, утверждая, что Армении труднее повернуть на Запад на практике, чем в теории. По словам Погосяна, «единственный способ для Армении выйти из орбиты России и двигаться в сторону Запада – это принять некоторую защиту со стороны Турции и, в среднесрочной перспективе, заменить Россию Турцией в качестве основного партнера Армении по экономике и безопасности. Это приведет, по крайней мере, к фактическому контролю Турции и Азербайджана над южной частью Армении. …Пойдет ли на это Пашинян? Четкого ответа не существует».
Не менее неясна и политическая судьба Пашиняна. И Погосян, и Шакарян выражают некоторые сомнения в том, что протестующие, вышедшие сейчас с требованием отставки Пашиняна, смогут долго поддерживать свои протесты. Сам Пашинян тем временем настаивает на том, что останется у власти. Однако ясно то, что, как и многие другие так называемые цветные революции, армянская революция 2018 года закончилась не хорошо.