
На границу между Арменией и Азербайджаном один за другим прибывают легковые и грузовые автомобили, набитые семьями вынужденных переселенцев, бегущих из Нагорного Карабаха, как и большинство населения анклава, пишет AFP.
Границу уже пересекли более 13 350 человек, сообщили армянские официальные лица утром во вторник, и в ближайшие дни ожидается еще несколько тысяч человек.
«Мы не просто ждем свои семьи…Мы ждем весь Нагорный Карабах», — говорит мужчина, ожидающий своих родственников на пограничном пункте.
«Как нам вернуться? Нашего Карабаха больше нет. Помощи нет ни от одной страны, ни одна страна не вступилась за нас», — добавляет Григор, один из многих людей, с нетерпением ожидающих близких.
Уставшие от путешествия, беженцы регистрируются в палатках Красного Креста, где им дают еду и питье, прежде чем отправиться в города по всему региону. Примерно в 25 километрах от границы горный город Горис принял тысячи беженцев.
Но Горис – всего лишь перевалочный пункт для беженцев. Многие заблудились, не зная, куда идти дальше, все еще в шоке и скорбя о том, что оставили позади.
«Мы забрали детей и покинули свои дома, чтобы приехать сюда, найти убежище», — говорит Родмила, сдерживая слезы. «Наша нация была продана правительством, которое не знает, что делает».
Правительство Армении заявляет, что готово принять 40 000 перемещенных семей, и благотворительные организации круглосуточно работают, чтобы помочь достичь этой цели.
«Мы чувствуем себя подавленными, ситуация тяжелая», — говорит сотрудница благотворительной организации Диана. «Прибывает много беженцев, и я не думаю, что наша страна к этому готова».
«Мой брат тяжело ранен, его эвакуировали в Ереван. Но, к счастью, мы с мужем, детьми смогли выбраться. Мы видели вещи, которые я даже не могу описать — как нам после этого жить вместе с азербайджанцами?» - рассказала Politico Лиана, 36-летняя медсестра из Степанакерта.
Генадий Юсунц забрал домой из больницы своего четырехдневного сына. В течение нескольких часов ему пришлось везти жену, новорожденного ребенка и еще шестерых детей в приют в своем родном Мартакерте. Там его кормящая жена и семья провели дни без еды и сна в переполненном подвале, пока он направлялся на линию фронта в рамках отчаянной защиты своей родины.
Юсунц, один из более чем 6000 беженцев, покинувших Нагорный Карабах с воскресенья, сказал, что его сын здоров, несмотря на тяжелые испытания. Но его лицо мрачнеет, когда его спрашивают о коротком сроке службы, который он прослужил до того, как силы обороны Нагорного Карабаха сложили оружие. «Я не могу об этом говорить», — мрачно сказал он в беседе с журналистами Guardian.
После размещения тысяч беженцев приграничные города, похоже, находятся под угрозой переполнения: городские гостиницы и общежития полностью забронированы, а беженцы толпятся вокруг муниципальных центров, привязав все свое имущество к крышам своих автомобилей.
Двух пожилых инвалидов вытащили из кузова машины скорой помощи и на матрасах отнесли в местную администрацию, где они присоединились к сотням других людей, зарегистрировавшихся в качестве вынужденных переселенцев.
Когда в понедельник пошел сильный дождь, молодая девушка рыдала, уткнувшись в колени своей матери в центре Гориса, когда они стояли с пластиковым пакетом в руках на углу улицы.
«Я 30 лет строила свой дом, и единственное, что у меня с собой, — это эта сумка», — рассказала она. «Мой дом в этой сумке. Они должны быть очень рады, что мы уезжаем, потому что мы оставили им свои дома».
«Моё богатство со мной», — сказал Юсунц, имея в виду своих детей. «Остальное меня не волнует».