
Уже третий день из Арцаха в Армению тянется колонна машин. Это вынужденные переселенцы - после долгих месяцев блокады, потерявшие родных и близких, лишившиеся крова и родины, изможденные и отчаявшиеся… Бросившие последний взгляд на родные места… В последний раз поцеловав стены дома…
И теперь исход… Долгие часы, и даже сутки… И неопределенность впереди.
Корнидзор – маленькое село в Сюникской области на юге Армении, древнее поселение, много чего повидавшее на своем веку, теперь вбирает в себя боль людей, ступивших сюда как на спасительный плот…
Люди бежали в спешке, в чем были, спасая своих детей. Многие шли из своих сел в Степанакерт пешком, через леса, а потом оттуда в Армению на чем возможно – легковых автомобилях, автобусах, грузовиках, даже задействовали сельскохозяйственные и строительные машины.
«Мы смогли взять с собой немного одежды, что попало, положили в сумку и побежали. А что нам было делать? Было страшно. От нас азербайджанцы были на расстоянии нескольких километров, на вершине горы. Оскорбляли, стреляли из автоматов. Можно в таких условиях оставаться? Мы ночью не спали, вся ночь прошла в ожидании, что вот сейчас придут… И все в селе были в таком же состоянии. Люди были с 5-6 детьми, только детей смогли спасти, ничего с собой не взяли», - говорит женщина из села Мохратаг Мартакертского района Арцаха. По ее словам, эвакуацию из их села организовал сельский староста: помогая друг другу все жители села покинули его.
В Корнидзоре люди стали свидетелями воссоединения семьи, которая после 44-ой войны вынуждена была уйти из Гадрута в Степанакерт, а сегодня они уже бегут из Степанакерта. Отец, который до начала блокады Арцаха приехал в Армению по делам, не смог вернуться к своей семье. Сегодня в кузове грузовика в Корнидзор доехали его жена с четырьмя детьми. Один из малышей, обняв отца, воскликнул: «Ты мои чипсы принес?».
А один смышленый подросток доехал в Корнидзор на велосипеде, объезжая пробки.
Нескончаемый поток машин из Степанакерта в Корнидзор движется так медленно, что, кажется, он стоит. И этот поток периодически прорывает колонна машин скорой помощи, которые везут из Степанакерта раненых в ходе боевых действий 19 сентября и пострадавших от взрыва на заправке у Степанакерта 25 сентября.
В долгой дороге ни у кого не было еды, люди доезжают до Армении, просто изможденные, рассказывает женщина из Степанакерта. «Мы выехали из Степанакерта утром в 11.00, пробки были с самого выезда из города. Мы вынужденно переночевали в дороге, в машинах, невозможно было ехать, машины просто стояли. Был дождь, было очень холодно, кое-как укутали детей во что попало. Воды не было, никакой помощи по дороге не было. У ребенка в другой машине поднялась температура, хорошо, что у меня было жаропонижающее лекарство. У нас был хлеб, мы его раздали, пожилая женщина, просила кусочек хлеба…Слава Богу, к середине второго дня нам удалось доехать до моста Хакари. Я думала, что мы уже не доживем до рассвета. Назад дороги не было, а впереди стояли азербайджанцы», - рассказывает женщина, приехавшая со своей семьей в село Тег. Ее пожелание: «Пусть более ни одна нация в мире не увидит того, что мои дети пережили за эту ночь».
Людям в Корнидзоре, первом населенном пункте после моста Хакари, дают еду и воду. Многие не спешат уходить отсюда, потому что ждут остальных членов своей семьи или родственников, которые выехали после них, или пока еще остаются в Степанакерте.
В Корнидзоре организован гуманитарный центр. На месте работают также представители Международного Комитета Красного Креста, людям предоставляется психологическая помощь.
Практически во всех семьях есть потери. Есть семьи, которые потеряли нескольких человек: мужей, отцов, братьев, детей. Из Арцаха поступают страшные новости: двое убитых несовершеннолетних детей, чей отец также был убит. Мать, потерявшая двух сыновей: первого в 44-дневной войне, второго – во время последней агрессии Азербайджана. Этот ряд еще продолжится, когда из занятых азербайджанскими военными сел и постов вывезут все тела.
«Если все равно должны были все отдать азербайджанцам, почему это не сделали сразу в 2020 году, зачем были нужны новые жертвы? Эти молодые ребята были лишние? – говорит Маргарита Оганян из Мартакертского района. «Я видела все войны с 1988 года, но такой страшной бойни, как 19 сентября, до сих пор не было», – говорит она. Женщина оставила дом, полный добром: у нее в хозяйстве были свиньи, куры, только что помололи зерно.
«Когда стали слышны взрывы снарядов, мы спустились в подавал. Связи не было, мы ничего не знали. Когда вышли, увидели, что нашу машину во дворе разнесло от взрыва. Когда эвакуировались, ничего не смогли взять с собой, даже то, что на мне, другие дали. Все вышли из села, села больше нет. Есть семья, где убили двоих сыновей. У женщины мужа уже нет, а она говорит, что пока не имеет о нем вестей, но мужа уже похоронили…С постов привозят людей, которых разнесло на куски. Просто они знают по списку, кто был в этот день на посту, значит, их уже нет в живых. И конца этому я не вижу, поскольку страна разобщена», - говорит она.
По словам женщины, они 20 лет строили свой дом, вновь отстраивали его после 44-дневной войны. В 2020 году они вновь вернулись в свой дом, поверив российским миротворцам. «Русские тоже нас обманули. Из-за них мы вернулись в 2020 году. И это произошло при них, кому нам теперь верить?», - говорит она.
Представитель рабочей группы по управлению гуманитарным кризисом в Нагорном Карабахе Вардан Саркисян 25 сентября в беседе с журналистами заявил, что в гуманитарном центре в Корнодзоре проводится оценка первичных нужд прибывающих. Еще один центр – координационный, действует в Горисе, куда направляют тех вынужденных переселенцев, которые нуждаются в крове. Он также сообщил, что беженцев размещают не только в Сюникской области, но и во всех остальных регионах Армении.
Между тем, уже в первый день в гостиницах и гостевых домах Сюника ощущалась острая нехватка мест. Хотя премьер-министр Никол Пашинян 22 сентября заявил, что в Армении подготовлено 40 000 мест для арцахцев, в том числе забронированы места в гостиницах, в большинстве горисских гостиниц правительство ничего не бронировало, и они действовали по ситуации.
26 сентября правительство Армении сообщило, что еще один центр приема вынужденных переселенцев из Арцаха начал работу в городе Вайк Вйоцдзорской области. С сегодняшнего дня людей уже не регистрируют в Корнидзоре, а направляют прямиком в Вайк. По официальным данным, в Армению уже прибыло около 50 000 вынужденных переселенцев из Арцаха.
Министерство труда и социальных вопросов создало единую площадку для регистрации вынужденных переселенцев из Арцаха: e-soc.am. Люди могут заполнять анкету самостоятельно, или с помощью социальных работников в одном из гуманитарных центров. Эта регистрация дает возможность госведомству оценить общие нужды переселенцев.
Впереди у жителей Арцаха долгий путь неопределенности. Прошедшие сквозь ад, лишенные родины и брошенные всем миром. И им жить с этой болью: болью потери любимых людей, дома, родины, о которой у этих людей теперь остались только воспоминания...