
Планы, согласованные в прошлом году Азербайджаном и Европейским Союзом по удвоению поставок объема газа приостановлены, пишет Eurasianet, отмечая, что европейские покупатели газа еще не подтвердили, что примут газ.
Выступая перед журналистами на встрече за круглым столом в Анкаре 14 сентября, министр энергетики Турции Алпарслан Байрактар подтвердил, что его министерство поручило оператору трубопровода TANAP, по которому азербайджанский газ транспортируется через Турцию в Грецию, подготовиться к расширению трубопровода до его полной мощности в 31 миллиард кубических метров в год, чтобы поставлять дополнительные 10 миллиардов кубических метров в год.
Но он добавил, что, насколько ему известно, пока ни операторы основных газовых месторождений Азербайджана, ни операторы трех трубопроводов, по которым газ из Азербайджана поступает на европейские рынки, не получили подтверждения того, что у газа действительно есть рынок в Европе.
«Я не совсем уверен, готов ли европейский рынок получать больше газа на долгосрочной основе по TANAP», - сказал он, пояснив, что неоднократно обсуждал этот вопрос с азербайджанской государственной нефтяной компанией SOCAR.
«С европейской стороны, я не думаю, что они дают полноценные долгосрочные обязательства по отбору этого дополнительного газа. Без этого обязательства я не думаю, что расширение возможно», - добавил он, объясняя это тем, что без обязательств по закупке дополнительного газа даже компании, эксплуатирующие газовые месторождения Азербайджана, не смогут инвестировать в расширение добычи в объеме, необходимом для добычи этого дополнительного газа.
TANAP, принадлежащий Азербайджану (58%), Турции (30%) и BP (12%), является одним из трех трубопроводов, составляющих Южный газовый коридор.
Все три трубопровода необходимо будет расширить на полную мощность, чтобы экспорт мог достичь 20 миллиардов кубических метров в год, но это расширение потребует значительных инвестиций для установки дополнительных компрессоров, что, в свою очередь, требует гарантий того, что будет дополнительный газ для можно будет продать.
Планы удвоения экспорта азербайджанского газа в Европу были согласованы в рамках меморандума о взаимопонимании между Евросоюзом и Азербайджаном, подписанного в июле прошлого года.
Соглашение было подписано после вторжения России в Украину в феврале прошлого года и растущих опасений, что потеря импорта российского газа на 180 миллиардов кубических метров в год приведет к тому, что Европа столкнется с газовым голодом и отключениями электроэнергии.
Однако формулировка не была официальным обязательством, а лишь сигнализировала о том, что обе стороны согласились «стремиться» поддержать удвоение экспорта азербайджанского газа в Европу до «по крайней мере 20 миллиардов кубических метров газа в год к 2027 году в соответствии с коммерческой целесообразностью и рыночным спросом».
Но хотя Европа столкнулась с беспрецедентным ростом цен на энергоносители, дефицита энергии на всем континенте до сих пор удалось избежать благодаря значительному увеличению импорта сжиженного природного газа (СПГ) и увеличению производства электроэнергии из других источников, таких как уголь, атомная энергия и возобновляемые источники энергии.
Если не будет дефицита газа, то не будет и гарантированного рынка для дополнительного газа, на который Азербайджан должен поставлять газ, и нет причин инвестировать в расширение добычи или пропускной способности трубопроводов.
В то же время до сих пор неясно, сколько дополнительного газа Азербайджан сможет поставить и когда.
Текущие производственные мощности на газовом месторождении Шах-Дениз, оператором которого является компания BP, которое обеспечивает основную часть экспорта азербайджанского газа, не способны обеспечить полные 10 миллиардов кубических метров необходимого дополнительного газа.
BP начала бурение разведочных скважин в двух глубоких резервуарах, которые, возможно, смогут дать больше газа, но неясно, найдут ли они коммерчески пригодные объемы.
Но даже если это произойдет, ввод этих скважин в эксплуатацию займет время и потребует дальнейших инвестиций, что, в свою очередь, потребует некоторой формы гарантии того, что газ найдет рынок.
Кроме того, французская компания Total Energies недавно начала добычу около 1,5 миллиардов кубических метров газа в год на азербайджанском газовом месторождении Абшерон. Этот объем можно увеличить примерно до 5,5 миллиардов кубических метров в год, но это опять же потребует дополнительных инвестиций, для чего операторы потребуют обязательств по продаже газа.
Азербайджану уже удалось увеличить экспорт газа в Европу до 11,4 миллиарда кубометров в прошлом году, и ожидается, что в этом году он достигнет 11,6 миллиарда кубометров.
Однако у Баку также есть обязательства по поставкам газа своим соседям, Грузии и Турции, а также растущий внутренний спрос, а увеличение экспорта в прошлом году было частично реализовано благодаря соглашению об обмене газом с Туркменистаном и Ираном, которое недавно было расширено и может быть расширено снова, а также частично за счет импорта российского газа Азербайджаном (в нарушение политического намерения соглашения между Азербайджаном и ЕС по снижению зависимости ЕС от российского газа).
Опять же, неясно, в какой степени эта своповая сделка может быть расширена, и даже можно ли использовать газ, добываемый из Ирана, для обеспечения экспорта в Европу, учитывая, что Тегеран все еще находится под международными санкциями.
Также неясно, окажет ли военное наступление Азербайджана с целью установления полного контроля над Нагорным Карабахом какое-либо влияние на отношения ЕС с Баку и, следовательно, на будущую торговлю газом.
Выступая 24 сентября, президент Франции Эммануэль Макрон обвинил власти Азербайджана в «угрозе границам Армении». А 25 сентября Дэвид Макаллистер, председатель комитета по иностранным делам Европейского парламента, предположил, что ЕС «должен ясно дать понять, что любая попытка переселить или принудить армянское население покинуть Нагорный Карабах будет иметь серьезные последствия для наших отношений с Азербайджаном». (Действительно, подавляющее большинство населения региона решило бежать, а не жить под властью Азербайджана.)
Решение этой загадки может прийти из Турции в виде планируемого Анкарой центра торговли газом на северо-западе Турции, недалеко от четырех трубопроводов страны, по которым уже идет транзит газа в Европу.
Хотя детали еще не согласованы и не обнародованы, Анкара предполагает создать торговую точку, подобную TTF в Нидерландах, на которой торгуют газом, поступающим из нескольких источников либо по трубопроводу, либо в виде сжиженного природного газа.
Министр энергетики Турции Алпарслан Байрактар предполагает, что газ из различных источников по трубопроводу, и СПГ, поступающий в Турцию, можно будет продавать на существующей турецкой энергетической бирже EPIAS в Стамбуле, которая уже торгует газом на турецком рынке.
Однако для этого требуется газ из нескольких источников, которым можно торговать. В настоящее время Турция имеет значительные избыточные мощности по импорту СПГ и импортирует газ по трубопроводу из Азербайджана, России и Ирана.
Поскольку международные санкции, вероятно, ограничат транзит как российского, так и иранского газа в Европу через турецкий хаб, потенциально останутся только СПГ и азербайджанский газ, что дает возможный стимул для инвестиций для увеличения как добычи азербайджанского газа, так и способности трубопроводов перекачивать любой дополнительный газ в Европу».