
Правительство Азербайджана оправдало свое недавнее наступление на Нагорный Карабах ответом на «провокации». Но, учитывая подготовку Азербайджана, вполне вероятно, что наступление было запланировано. Для Баку это война возможностей: вторжение России в Украину и его последствия, а также поддержка Турции Азербайджаном и невнимание Европы создали для Азербайджана шанс восстановить контроль над Нагорным Карабахом. Эти условия делают нынешнее прекращение огня ненадежным и требуют участия Европы, пишут Марин Дюмолин и Гюстав Грессель в своей статье на портале The European Council on Foreign Relations.
Война России с Украиной и геополитические перестановки, которые она вызвала, нарушили хрупкую расстановку сил и придали смелости Азербайджану вновь заявить о своих притязаниях на Нагорный Карабах. Действия России на Украине подорвали доверие в отношении ее гарантий Армении, а ее огромные потери делают невозможным реагирование на любую другую серьезную непредвиденную ситуацию. Война также сделала Москву более зависимой от Азербайджана, через который проходит ее коридор с севера на юг в Иран.
В то же время Европейский Союз, стремящийся заменить поставки российского газа, начал обхаживать Баку, закрывая глаза на его репутацию в области прав человека и демократии и увеличивая закупки газа.
С декабря прошлого года Азербайджан заблокировал движение по Лачинскому коридору, фактически блокируя Нагорный Карабах. Несмотря на серьезный гуманитарный кризис, вызванный блокадой, Баку не встретил никакого серьезного сопротивления, даже со стороны российского контингента, который должен был охранять коридор.
Грузоперевозки между Азербайджаном и Израилем с весны значительно возросли, что указывает на закупку Азербайджаном боеприпасов и дронов.
Наконец, в начале сентября Азербайджан начал перебрасывать воинские части ближе к Нагорному Карабаху и границе с Арменией. Баку по-прежнему не встречал международного давления, даже несмотря на открытую подготовку к войне.
Соглашение о прекращении огня, достигнутое 20 сентября, не положит конец конфликту. Соглашение состоит из трех пунктов: само прекращение огня; капитуляция и разоружение армяно-карабахских сил; обсуждения с местными представителями о будущем статусе армян в Азербайджане в рамках конституции Азербайджана.
Но последний пункт окажется весьма спорным: Азербайджан является высокоцентрализованным авторитарным государством, и его конституция не предусматривает самоуправления для какой-либо группы.
Кроме того, Азербайджан требует переселения азербайджанцев в Карабах. После трех войн и десятилетий националистической ненависти между армянами и азербайджанцами непонятно, как эти два народа могут жить бок о бок. В результате Россия, выступившая посредником в достижении соглашения, вероятно, попытается продлить присутствие своего военного контингента в Нагорном Карабахе после 2025 года (даты, согласованной в меморандуме о прекращении огня от ноября 2020 года), представляя это как лучшую гарантию для местного армянского населения. Однако пассивность, которую проявил российский контингент перед военными действиями Азербайджана, в сочетании с ограниченностью российских сил из-за войны на Украине подрывают эту гарантию. Армяне уже массово покидают территорию.
Неясно, как этот приток беженцев повлияет на внутреннюю ситуацию в самой Армении. Пашинян столкнулся с протестами из-за своего нежелания втянуть страну в новую войну из-за Нагорного Карабаха. В условиях отсутствия надежных союзников и значительного военного превосходства Азербайджана попытка избежать поражения путем отказа от боевых действий, возможно, была для него единственным выходом. Он поставил судьбу Армении выше судьбы Нагорного Карабаха. Но беженцы из Нагорного Карабаха могут возмутиться этим решением и присоединиться к протестам.
При поддержке Турции Баку может начать дальнейшие атаки на территорию Армении. Москва вряд ли вмешается, а поскольку Иран является единственным сторонником Армении, возможности Запада поддержать Ереван ограничены. Если этот сценарий осуществится, мы можем стать свидетелями силового разрешения того, что когда-то было самым продолжительным открытым конфликтом на Евразийском континенте, что будет иметь огромные политические последствия как для самой Армении, так и для геополитического ландшафта Южного Кавказа.
Если ЕС намерен играть геополитическую роль, он не может игнорировать эти последствия. Ему следует увеличить свою поддержку Армении, чтобы помочь ей справиться с наплывом беженцев из Нагорного Карабаха в ближайшие дни. Ему также следует начать использовать экономическое влияние, которое оно имеет на Азербайджан (ЕС выделил значительные средства на развитие энергетического сотрудничества и инвестиций в страну), чтобы убедить Баку обсудить реальные гарантии и международный мониторинг положения армян, проживающих в Нагорном Карабахе. Наконец, ему следует использовать следующий саммит Европейского политического сообщества в начале октября, чтобы организовать встречу Алиева и Пашиняна и активизировать усилия по заключению мирного соглашения, включая взаимное признание международных границ и официальное подтверждение обязательств уважать территориальную целостность друг друга и не применять военную силу друг против друга».