News
Лента
News
Пятница
Декабрь 08
USD
403.24
EUR
434.85
RUB
4.41
Вся лента

Спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клаар в эксклюзивном интервью Новости Армении – NEWS.am коснулся насильственного перемещения армян из Арцаха в результате развязанных Азербайджаном военных действий, возможности применения санкций в отношении Азербайджана со стороны ЕС, ожиданий от пятисторонней встречи  в рамках саммита Европейского политического сообщества 5 октября в испанском городе Гранада, а также вопроса о том, какие шаги может предпринять Брюссель, если Азербайджан попытается вновь напасть на Армению с целью добиться открытия «зангезурского коридора».

Под давлением катастрофических последствий агрессии Азербайджана 19-20 сентября власти Нагорного Карабаха были вынуждены капитулировать и объявили, что с 1 января 2024 года непризнанная Нагорно-Карабахская Республика прекращает существование. Подавляющее большинство населения Нагорного Карабаха было вынуждено покинуть свою родину и бежать в Армению, чтобы спасти свою жизнь, а премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что «в ближайшие дни в Нагорном Карабахе больше не останется армян». Рассматривает ли ЕС происходящее как этническую чистку?

Мы осудили применение силы и призвали власти Азербайджана обеспечить защиту гражданского населения. Я думаю, что всем сторонам было довольно трудно предвидеть, что все армянское население Карабаха может покинуть страну всего за несколько дней. У армянского населения есть разумные опасения по поводу безопасности, и Баку должен заняться этим вопросом в приоритетном порядке. Речь идет не только о том, чтобы сделать населению действительно значимое предложение - это предложение также должно вызывать доверие. Понятно, что после более чем 30 лет конфликта люди испугались и решили уйти. Вопрос теперь в том, захотят ли некоторые из них вернуться — и на каких условиях? Одним из важных для нас элементов может быть появление в Нагорном Карабахе долгосрочной многонациональной миссии или миссии ООН, благодаря которой люди, которые захотят вернуться, смогут чувствовать себя увереннее. В этом контексте мы учли опыт первой миссии ООН, проведенной в Карабахе 1 октября 2023 года. Наконец, что касается терминологии, я оставляю этот вопрос на усмотрение юристов. Меня же интересует создание условий для возвращения всех желающих, защита собственности уехавших и защита культурных, религиозных и исторических памятников.

На протяжении последних месяцев Брюссель и Вашингтон неоднократно подчеркивали, что Азербайджан должен предоставить народу Нагорного Карабаха серьезные гарантии безопасности и ключевых прав, но это требование теперь уже кажется неактуальным, поскольку армяне вынужденно покинули Нагорный Карабах. Почему не было оказано существенное давление на Азербайджан, чтобы заставить его отказаться от военного решения и предотвратить депортацию армян из Нагорного Карабаха?

Действительно, ни один из посредников, вовлеченных в процесс урегулирования армяно-азербайджанских отношений, не мог предотвратить эти события. Российские миротворцы очевидно, тоже были не в состоянии это сделать. Летом напряженность росла, и мы поддерживали тесные и интенсивные - почти ежедневные - контакты с властями Азербайджана, властями Армении и представителями армян Карабаха для поиска дипломатических решений. Но в конечном итоге Азербайджан решил применить силу, и ЕС это однозначно осудил. Теперь мяч на стороне Баку, поскольку ему необходимо предоставить четкие заверения и надежные гарантии для армянского населения, чтобы оно либо осталось, либо вернулось.

Президент Азербайджана продолжает заверять, что обеспечит права и безопасность армян Нагорного Карабаха в рамках «интеграции», однако народ Нагорного Карабаха подвергся агрессии со стороны Азербайджана, был вынужден покинуть родину, и Нагорный Карабах скорее всего, будет практически деарменизирован. О каких правах и гарантиях может теперь идти речь?

Впервые о концепции прав и безопасности карабахских армян публично заговорил президент Евросовета Шарль Мишель в мае 2022 года — он подчеркнул «необходимость решения вопросов прав и безопасности этнического армянского населения в Карабахе», и с тех пор эта терминология используется на международном уровне. Все игроки, включая Армению и Азербайджан, видели в этом ключевой принцип любого будущего всеобъемлющего урегулирования. Сегодня, после массового исхода армян, это еще более актуально. Мы по-прежнему убеждены, что право армянского населения Карабаха жить там, где оно всегда проживало, должно быть гарантировано, и его безопасность должна быть обеспечена. Опять же, мяч теперь полностью на стороне Баку. Сейчас решающий период, который покажет, какие меры будут приняты для повышения доверия, насколько они будут эффективны и в какой степени Баку сможет убедить карабахских армян вернуться. В ЕС есть множество моделей и практик, которые позволяют разным группам населения мирно жить вместе, и мы всегда были готовы поделиться ими с Баку, так как они актуальны и полезны.

Азербайджан задерживает бывших политических деятелей и военнослужащих - похищены и задержаны экс-президенты Араик Арутюнян, Бако Саакян, Аркадий Гукасян, спикер парламента Нагорного Карабаха Давид Ишханян, бывший государственный министр Рубен Варданян, экс-командующий АО Левон Мнацаканян, бывший министр иностранных дел Давид Бабаян. Какова позиция Брюсселя в этом вопросе?

Что касается произошедших задержаний, мы, конечно, обеспокоены. В прошлом мы призывали к всеобъемлющей амнистии, и я убежден, что если есть желание преодолеть наследие более чем 30-летнего конфликта, важно перевернуть страницу вражды — на словах и на деле. В Азербайджане остались глубокие шрамы после того, как ему на протяжении десятилетий приходилось принимать сотни тысяч вынужденных переселенцев. Там также живы воспоминания о боях 90-х годов и разрушениях на протяжении 30 лет. Бегство армянского населения из Нагорного Карабаха показывает глубину существующего недоверия, вражды и страха, а также показывает, какую серьезную работу придется проделать руководству как в Баку, так и в Ереване, чтобы изменить эти глубоко укоренившиеся взгляды среди населения. В ходе этого конфликта преступления совершались всеми сторонами; аресты и судебное преследование некоторых людей никоим образом не помогут народам перевернуть страницу, но будут способствовать воспалению старых ран и появлению новых.

Учитывая тот факт, что все армяне, скорее всего, покинут Нагорный Карабах, можно ли считать страницу нагорно-карабахского конфликта закрытой? 

Нет. Для меня нагорно-карабахский конфликт будет закрыт, когда границы откроются, когда люди вернутся в свои родные дома, где бы они ни находились, а армяне и азербайджанцы смогут свободно путешествовать по странам и территориям друг друга, включая Карабах, и чувствовать себя при этом в безопасности.

Будут ли серьезные последствия для Баку? Рассматривает ли ЕС, например, введение санкций против Азербайджана или заморозку сотрудничества в энергетической сфере? Если нет, то почему?

В Брюсселе рассмотрели и обсудили несколько вариантов до и после военной операции Азербайджана 19-20 сентября 2023 года. Европейский Союз очень четко изложил свою точку зрения по этому поводу. Мы ожидаем, что Азербайджан сделает все возможное, чтобы те из карабахских армян, которые захотят вернуться, смогли это сделать. Мы также продолжаем участвовать в процессе нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном.

Считает ли Евросоюз возможным подписание мирного договора между Арменией и Азербайджаном в ходе предстоящего саммита в Гранаде?

Это кажется нереальной целью - я не верю, что какая-либо из сторон к ней сейчас стремится. Тем не менее, то, что мы ожидаем увидеть в результате возможной встречи в Гранаде, - это, среди прочего, твердая приверженность мирному процессу, отказ от применения силы и угрозы ее применения, признание территориальной целостности друг друга. И обсуждение фактического текста мирного договора должно быть возобновлено как можно скорее.

Официальный Ереван предупреждает, что следующей целью Азербайджана может стать насильственное навязывание Армении экстерриториального коридора, коридора, который будет проходить через территорию Армении, но не будет находиться под нашим контролем. Какие шаги предпримет ЕС в случае новых военных действий Азербайджана против Армении для захвата такого «коридора», если возможные дипломатические усилия потерпят неудачу, как было в случае с Нагорным Карабахом?

Опять же, я не хочу строить догадки. Наша позиция ясна: будущие договоренности не предусматривают каких-либо экстерриториальных или коридорных вариантов, поскольку Армения и Азербайджан неоднократно признавали территориальную целостность и суверенитет друг друга. Таким образом, любое согласованное решение должно будет уважать принципы суверенитета, юрисдикции и взаимности.

Россия утверждает, что поступает информация о том, что Вашингтон и Брюссель активно уговаривают Ереван выйти из Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), активизировать сотрудничество с НАТО, изменить направление военно-технического сотрудничества и подписать мирное соглашение с Азербайджаном без учета прав и безопасности армян Нагорного Карабаха. Западные страны, по мнению Москвы, стремятся вытеснить Россию из региона. Как бы Вы это прокомментировали?

За последние два года мы видели много подобных заявлений со стороны ряда российских чиновников, в том числе министра иностранных дел Сергея Лаврова и пресс-секретаря МИД Марии Захаровой. Каждый имеет право на свое мнение, но хочу еще раз повторить: эти заявления не имеют под собой никаких оснований - и заявления о том, будто мы хотим кого-то «вытеснить», и о том, будто карабахских армян забыли. Мне неоднократно доводилось говорить об этом напрямую заместителю министра иностранных дел России Михаилу Галузину и спецпредставителю России Игорю Ховаеву, в том числе на полях Женевских международных дискуссий. По второму пункту я также хотел бы сослаться на заявления президента Путина по Нагорному Карабаху после прекращения огня 2020 года, в частности, 17 ноября 2020 года. А что касается первого пункта, страны Южного Кавказа должны сами решать, каких партнеров они хотят выбирать. Ни ЕС, ни Россия, ни какая-либо другая третья сторона не имеет заранее определенного права иметь «точку опоры» в регионе.

!
Этот текст доступен на   Հայերեն and English
Распечатать
Самое