Воскресенье
Март 03

Освоение космоса ставит беспрецедентные задачи, особенно с точки зрения жизнеспособности жизни вне Земли. В 2021 году японские исследователи вырастили эмбрионы мыши в условиях микрогравитации на Международной космической станции. Об этом сообщает «Новая наука».

Издание отмечает, что эмбрионы нормально развивались, что позволяет предположить, что размножение млекопитающих может быть жизнеспособным в космосе. Однако остаются вопросы о влиянии радиации и других факторов окружающей среды.

В связи с активизацией космических полетов и стремлением к полету на Марс вопрос о способности жизни развиваться за пределами нашей атмосферы становится одним из центральных, особенно это касается размножения млекопитающих. В 2021 году ученые из Университета Яманаси в сотрудничестве с Японским агентством аэрокосмических исследований (JAXA) поставили перед собой задачу изучить этот вопрос в рамках новаторского эксперимента.

Они изучали развитие эмбрионов мыши в условиях микрогравитации на борту Международной космической станции (МКС). Это исследование, опубликованное недавно в журнале iScience, может пролить новый свет на перспективы воспроизводства человека в космосе и его последствия для будущего освоения межзвездного пространства. Беспрецедентный эмбриональный эксперимент на борту МКС Процесс, начавшийся с эмбрионов мыши на стадии двух клеток, был тщательно срежиссирован. Замороженные эмбрионы были отправлены на МКС на ракете SpaceX, стартовавшей из Флориды в августе 2021 года.

Они хранились в специальных устройствах, разработанных командой Вакаямы, чтобы астронавты станции могли легко разморозить эмбрионы и вырастить их в течение 4 дней в специальной среде. Затем космонавты провели химическую консервацию эмбрионов и вернули их на Землю на борту возвращаемого космического корабля. Было проведено тщательное наблюдение за их развитием в бластоцисты — многоклеточные структуры, предшествующие имплантации в матку. Тот факт, что эти эмбрионы смогли развиться в бластоцисты с нормальным количеством клеток, является показательным. Эксперимент "ясно показал, что гравитация не оказывает существенного влияния", — пишут исследователи.

Это открытие ставит под сомнение существовавшие ранее гипотезы о том, что земная гравитация играет существенную роль в развитии эмбрионов. На самом деле микрогравитация, по-видимому, не влияет на начальные стадии дифференцировки клеток млекопитающих. (A) Эмбрионы на двухклеточной стадии до замораживания. (B) Эмбрионы были заморожены в нижней части криопробирки (V-образная трубка: стрелка) и упакованы в установку для размораживания и культивирования эмбрионов (ETC) в жидком азоте. (C) К ETC подсоединены три шприца для замены растворов и один шприц для использованных растворов. (D) Размораживание производится астронавтом в условиях микрогравитации. (E - G) Бластоцисты, собранные из ETC, культивированные в условиях наземного контроля (E), искусственного-1G на МКС (F) и микрогравитации на МКС (G).

Последствия для репродукции человека в космосе Демонстрация способности эмбрионов млекопитающих дифференцироваться во внутреннюю клеточную массу (ВКМ) и трофобласт в условиях микрогравитации представляет собой значительное достижение. ВКМ и трофобласт являются важнейшими компонентами бластоцисты, играющими решающую роль в эмбриональном развитии. «Формирование этих структур в отсутствие гравитации свидетельствует о замечательной адаптивности биологических процессов», — говорят исследователи из Университета Яманаси. Однако нельзя не отметить одну особенность, наблюдавшуюся в ходе этого эксперимента. В некоторых бластоцистах, сформированных в условиях микрогравитации, были обнаружены бластомеры, эктопически экспрессирующие фактор NANOG.

Как отмечают авторы в своей статье, «NANOG необходим для поддержания плюрипотентности эмбриональных стволовых клеток». Поэтому эктопическая экспрессия может иметь последствия для последующего развития эмбриона. Это наблюдение подчеркивает важность продолжения исследований для определения того, может ли микрогравитация вызывать другие неожиданные молекулярные или клеточные изменения.

В Европе планируют буксировать полезные нагрузки на орбиты вокруг Марса