Среда
Июль 24

Геологи, копающиеся в массивном ледяном покрове Западной Антарктиды, обнаружили остатки древней речной системы, которая когда-то протекала на протяжении почти тысячи миль.

Согласно их выводам, опубликованным в журнале Science Advances, это открытие дает представление об истории Земли и намекает на то, как экстремальные климатические изменения могут изменить планету.

В период от 34 до 44 миллионов лет назад, в эпоху, известную как средний-поздний эоцен, атмосфера Земли претерпела кардинальные изменения. Когда уровень углекислого газа резко упал, глобальное похолодание привело к образованию ледников на свободной ото льда Земле.

Ученые заинтересовались изучением того, как это крупное климатическое событие произошло в Антарктиде, особенно учитывая, что уровень углекислого газа на Земле продолжает расти из-за антропогенного изменения климата. Количество углекислого газа в позднем эоцене было почти вдвое больше, чем сегодня.

Сегодня большая часть Западной Антарктиды покрыта льдом, что затрудняет доступ к осадочным породам, которые имеют решающее значение для изучения окружающей среды на ранних этапах. Геологи часто полагаются на тип зерен, минералов и окаменелостей, содержащихся в этих отложениях, чтобы определить тип условий, характеризующих тот или иной район.

В 2017 году геологи на борту исследовательского судна Polarstern expedition отправились из самой южной части Чили через пролив Дрейка в западную часть ледяного континента.

Оснащенные современным оборудованием для бурения на морском дне, они  приступили к отбору кернов из мягких отложений и твердых пород на замерзшем морском дне.

После бурения почти на 30 метров вглубь морского дна исследователи извлекли отложения со слоями, относящимися к двум различным периодам. Рассчитав период полураспада радиоактивных элементов, таких как соотношение урана и свинца в осадочных породах, они обнаружили, что нижняя часть осадочных пород образовалась в середине периода сотворения мира, около 85 миллионов лет назад. Эти отложения содержали окаменелости, споры и пыльцу, характерные для тропических лесов умеренного пояса, которые существовали в то время. Верхняя часть отложений состояла в основном из песка, относящегося к эпохе среднего-позднего эоцена, примерно 30-40 миллионов лет назад.

По словам геологов, при ближайшем рассмотрении они обнаружили в эоценовом слое песка сильно расслоенный рисунок, напоминающий те, что образуются в дельте реки, и очень похожий на то, с чем можно столкнуться в Миссисипи или Рио-Гранде.

Ученые провели анализ липидных биомаркеров, в ходе которого они определили количество липидов и сахаров в осадочных породах и обнаружили уникальную молекулу, которая обычно встречается у цианобактерий, обитающих в пресной воде.

Находка подтвердила их подозрения о том, что когда-то по континенту протекала древняя река.