Агентство Новости Армении – NEWS.am приводит эксклюзивное интервью с председателем Союза промышленников и предпринимателей Армении Арсеном Казаряном, о проблемах, связанных с промышленностью республики.

Как Вы оцениваете в целом состояние экономики Армении в прошедшем году? Какие у нас имелись достижения в этой области?

Оценивая состояние экономики страны в прошлом году, в первую очередь должен отметить, что мы окончательно преодолели катастрофичные последствия глобального кризиса, докатившегося до Армении. Экономика вышла на ту ступень, когда ее рост становится логическим и даже необратимым. Если, конечно, не возникнут новые форс-мажорные явления в мировой экономике...

Однако, во время недавно проведенного Всемирного экономического форума в швейцарском курортном городке Давос прозвучали оптимистичные нотки относительно развития мировой экономики. Правда, сохраняются кое-какие проблемы, однако в целом позитив наблюдается как в Европе, так и в США.

Из достижений прошлого года должен особо выделить качественные изменения в политике правительства относительно промышленности, развитие которой становится первостепенным и необходимым для нашей экономики. Это можно считать важным достижением. Ведь ранее промышленность считалась в экономике как бы «отраслью», и даже чуть ли не «подотраслью». Годы назад надежды связывали со строительством, сферой услуг и туризма, но ныне все кардинально изменилось.

Стратегия промышленного развития Армении, сколько бы ее не критиковали отдельные эксперты, является первым серьезным опытом по ориентировке на рынке, выявлению перспективных отраслей, в которые следует направлять потоки внутренних и внешних инвестиций. В результате последовательной реализации Стратегии мы в прошлом году смогли увеличить объем нашего экспорта на 7%. Этот факт, как глава Союза, считаю важным.

Недавно, на совещании нашего актива у премьер-министра страны, было озвучена просьба к предпринимателям предоставить инвестиционные программы, которым после рассмотрения государство окажет содействие, начиная с субсидирования кредитов (с последующим выходом государства из долевого участия в капитале), банковских гарантий, и так далее, и тому подобное. То есть тех программ, которые приведут к созданию новых рабочих мест, и будут направлены на расширение и диверсификацю нашего экспорта.     

У нас, как я вижу, налицо перелом в мировоззрении, мы осознаем, что отечественная промышленность должна развиваться путем экспансии на внешние рынки, так как внутренний рынок чрезмерно насыщен. Для внутреннего рынка единственный вариант - развивать импортозамещающие отраслей промышленности, чему государство придает важную роль.

Президент страны в своих выступлениях четко указывал, что при разработке крупных программ, направленных на развитие экспорта, государство законодательным путем готово предоставлять предпринимателям льготы по кредитам и таможенным условиям, стимулировать этот процесс путем улучшения инвестиционной среды.

Это то, что я считаю важнейшим достижением прошедшего года.

Что Вы можете сказать о ситуации, скажем, в сельском хозяйстве. Хотя это вне профиля деятельности Вашего Союза, но Ваше мнение нас интересует...

Относительно других ветвей экономики страны не хочу особо распространяться, так как имеются соответствующие статистические данные, дающие представление о ситуации в них. Можно не соглашаться с официальными данными, однако остается фактом то, что мы имеем достижения как в сельском хозяйстве, так и в сфере промышленности и услуг. Прирост валового внутреннего продукта (ВВП) в прошлом году достиг 7%, что можно считать немалым достижением. Правда, для нового года этот показатель прогнозируется на несколько меньшем уровне - 6,5%, а Всемирным банком (ВБ) и того меньше - «лишь» 5%.

В чем причина сокращения иностранных инвестиций в прошлом году?

Причин несколько. Первая из них заключается в том, что государствах, потенциальных инвесторах в экономику Армении, последствия глобального финансово-экономического кризиса пока что не полностью преодолены. Мы, имея малый по емкости рынок, выстояли и вышли из кризиса. Но у «них» ситуация иная...

Налоговая политика, гарантии капиталу, колебания рынка ценных бумаг в этих странах пока что не стабилизировались. Поэтому в области иностранных инвестиций мы преследуем свои цели. Мы должны убедить и доказать, что условия экономики Армении благоприятны для иностранных инвестиций, с учетом преимуществ нашего налогового законодательства, которое выгодно смотрится на фоне возросшего бремени налогов в ряде развитых стран.   

Вторая причина в том, что в тех сферах экономики, в которых возможны и реальны крупные вложения со стороны иностранного бизнеса, вопрос с требуемыми инвестициями вроде был ранее решен. Как вы знаете, в недавнем прошлом в ряд отраслей экономики были инвестированы крупные средства.

Помимо этого, для крупных иностранных инвестиций необходима стабильность в регионе. Между тем в отношении отдельных соседних стран ситуация неопределенная. В частности, известны проблемы с Ираном... Наш регион имеет определенный риск для крупных инвесторов, что непосредственно отражается и на инвестициях в экономику Армении.

Какая перспектива «светит» Армении, быть аграрной или промышленной страной, или же оба направления должны присутствовать, и сельское хозяйство станет поставщиком сырья для перерабатывающей промышленности?    

Мне Армения представляется индустриальной страной, которую мы имели в прошлом. Однако мы не станем полностью промышленной страной, так как не имеем ряд полноценно функционирующих отраслей. А ведь когда-то не было такой отрасли промышленности, которая в Армении не имелась бы.

Сейчас рынков для сбыта для многих видов промышленной продукции практически не имеем, отсутствует и материально-техническая база, основные средства и профессиональная рабочая сила, требующиеся для развития соответствующих отраслей. Наша промышленность когда-то работала на крупный рынок советской «империи», и тогдашняя политика государства по линии промышленности оправдывала себя. В принципе мы могли бы сохранить хотя бы часть внешнего рынка на постсоветском пространстве...

Вследствие развития частного предпринимательства некоторые отрасли промышленности восстановились, с другими связываем определенные надежды... В индустрии страны будут наличествовать те отрасли, развитие которых предусмотрено Стратегией промышленного развития страны, и мы должны стремиться к повышению конкурентоспособности продукции этих отраслей в регионе.

Какова будет тогда роль сельского хозяйства в развитии промышленности?

Вначале скажу, что 40% сельскохозяйственных земель у нас не обрабатывается. В частности, что особенно важно, плодородные земли Араратской долины не полностью используются. Мы должны всемерно развивать перерабатывающие сельскохозяйственное сырье отрасли промышленности, так как уже сейчас имеем успехи в экспорте этой продукции.   

В сферу сельского хозяйства ныне включается и рыбоводство, где мы имеем определенные успехи. Для страны, не имеющей соответствующих природных водоемов для развития этой отрасли, развитое рыбоводство можно считать своего рода феноменом. Государство должно содействовать процессу международной сертификации продукции отрасли для поощрения ее экспорта.

Когда будет заключен договор о свободной торговле с европейскими странами, то на рынок этих стран будет экспортироваться продукция отечественного рыбоводства, как то ныне успешно осуществляется по линии России и других стран СНГ.   

Хотя есть и перегибы во внешней торговле. Ряд тепличных хозяйств страны экспортирует свою продукцию, к примеру, в Дубай, в то время как в наших супермаркетах такие виды овощей отсутствуют в продаже. Имеются и другие примеры, наглядно иллюстрирующие явную нецелесообразность некоторых внешнеторговых операций.

Скажем, импортируем те продукты растениеводства, потребности местного рынка в которых целиком могут обеспечить наши фермерские хозяйства. Чем оправдывается, скажем, тот факт, что 10-12 тыс. тонн тривиального лука-репки импортируем из Ирана, в то время, как 40% сельскохозяйственных земель у нас не используется?! Поэтому вначале мы должны решить проблемы с сельским хозяйством, стать, так сказать, вначале «аграрной» страной, затем перейти на индустриальный путь развития экономики.   

Некогда имели мощную легкую промышленность, с крупными предприятиями...

Легкая промышленность Армении потеряла свой крупный внешний рынок – Россию, и необходимость в «гигантах-заводах» сама по себе отпала. В Армении ныне имеется десяток небольших предприятий легкой промышленности, которые, кстати, эффективно функционируют. К примеру, в Ванадзоре, в Гюмри...

В Гюмри буквально на обломках бывшей трикотажной фабрики возвели новое предприятие, которое успешно развивается, работая в основном на экспорт. Это результат удачного менеджмента. Бывало в прошлом и другое. Когда-то по толлингу предприятия легкой промышленности получали неплохие внешние заказы. Затем некоторых предпринимателей одолела жадность, стали повышать цены на свою продукцию, и в итоге потеряли заказчиков.       

Тогда предприниматели жаловались на резкое падение курса доллара США по отношению к драму, что повысило себестоимость продукции (или работ на давальческом сырье) для иностранных инвесторов и заказчиков...

Да, вы правы, укрепление драма также сыграло свою роковую роль на толлинге для предприятий легкой промышленности (а также отрасли по огранке природных алмазов. А. Хачатрян). Но у нас есть потенциал. Предприятия легкой промышленности создали свою отраслевую Ассоциацию работодателей, для координации деятельности. Однако масштаб производства в целом пока что сравнительно мелкий, и к тому же раздробленный. К сожалению, предприниматели не объединяются, а ведь это позволило бы им стать мощнее, способствовало бы снижению себестоимости и повышению конкурентоспособности продукции...

Каждый год озвучиваются оптимистичные заявления о вводе в эксплуатации завода Наирит, однако воз и ныне там... То же справедливо и для другого бывшего гиганта химической промышленности – Ванадзорского химкомбината... Почему наши крупные бизнесмены не инвестируют средства в эти предприятия?

Торговый капитал, как знаете, оборачиваете быстрее, чем промышленный, а отечественные бизнесмены хотят быстрее окупить свои вложения. Вот и инвестируют деньги в сферу торговли. В этом и вся разгадка происходящего. Между тем завод Наирит и Ванадзорский химкомбинат входят в одну цепочку, и от их деятельности зависит будущее нашей химической промышленности. Если неутешительная картина с этими предприятиями сохранится, то мы просто потеряем целую отрасль...

Первопричина создавшейся ситуации связана с ошибками при приватизации этих объектов, послей которой серьезных инвестиций не последовало. Между тем менеджеры в буквальном смысле этого слова хапали имеющиеся средства, преследуя свои личные материальные интересы. А ведь предприятия прибыли не получали...

По заводу Наирит наблюдалась бесконечная смена владельцев, которые практически ничего не делали, между тем как у предприятия накопились огромные долги энергетике. Несколько лет назад вроде появились надежды на поправку дел на заводе, и вот, фатальный случай – в мае 2009 года на территории предприятия произошел грандиозный взрыв (21 января текущего года произошел взрыв и на Ванадзорском химкобинате. И в самом деле, какой то фатализм... А. Хачатрян).

В прошлом году на Ванадзорском химкомбинате произошла очередная смена владельца, но опять же не вижу тех долгосрочных инвестиций, которые могли бы вернуть предприятие на свои производственные мощности. Относительно завода Наирит, к примеру, имеется информация о грядущих солидных инвестициях. На мировом рынке ныне ощутимый дефицит искусственного каучука, что вселяет надежду на восстановление деятельности завода...

Беседовал Альберт Хачатрян