Со дня ужасной резни мирного армянского населения в карабахском селе Марага прошел уже 21 год. К сожалению, 19 из 59 жителей села, взятых в заложники, все еще остаются без вести пропавшими.

Вдова истинного патриота и борца за свободу Борика Туняна, в 48 лет добровольно принявшего участие в военных действиях против азербайджанских войск в селе Марага, Людмила Тунян в беседе с корреспондентом Новости Армении – NEWS.am рассказала о страшных событиях этого дня:

«Я родилась и выросла в селе Марага, затем переехала в Ереван. Во время резни в Мараге, 10 апреля 1992 г., я с семьей находилась в Ереване, а мой муж был свидетелем жестокой резни беззащитного армянского населения. Начиная с 26 февраля ситуация была напряженной. Поскольку наше село находилось на северной границе Нагорного Карабаха и граничило с азербайджанским городом Мир-башир, с 1989 г. оно периодически подвергалось обстрелам, а народ защищался, скрываясь в глубоко вырытых ямах, около 2 лет людям удавалось таким образом выжить»,- с дрожью в голосе начала свой рассказ  Людмила Тунян. Она с ужасом вспоминает сегодня, что в тот период времени людям, выезжающим из армянских сел на автобусах, отрезали уши, ломали ноги. «Постепенно участились бомбардировки, а в 1992 г. ситуация была очень тяжелой, все дороги были закрыты, работал только воздушный транспорт – вертолеты»,- отметила госпожа Тунян. По ее словам, 26 февраля 1992 г. ее муж и несколько других патриотов собрали отряд из 26 человек и вертолетом отправились в район Мартакерта. Этот отряд был назван Мартакертским отрядом.

«В тот зловещий день, 10 апреля, рано утром, началось крупномасштабное нападение с азербайджанской стороны, которое продолжалось около 6 часов – с 6 часов утра до 12 полудня. Танки и солдаты напали на беззащитное и совершенно безоружное село, у которого был только один поломанный танк, в котором не было даже бензина»,- вспомнила Людмила Тунян. Мирные жители с малолетними детьми на руках бросились бежать, в надежде найти спасение в других пограничных селах и Степанакерте. В этот день в течение нескольких часов азербайджанцы захватили все село. По ее словам, наверно, половину населения азербайджанские войска взяли в плен. Людмила Тунян слышала, что плененным мужчинам, которых потом вернули, была сделана инъекция бензина.

Наша собеседница рассказала, каким образом был убит ее двоюродный брат - водный инженер села Марага Борик Варданян. «В центре села моему брату пилой отрезали голову, а на отрезанной голове написали: «Теперь дашь воду»,- со слезами на глазах рассказала госпожа Тунян, добавив, что до нападения армянская сторона перекрыла водоснабжение в этом районе, а азербайджанцы приостановили подачку газа.

Она также отметила, что таким же способом были зарезаны еще несколько человек. По словам женщины, людей сжигали живьем. Людмила Тунян вспомнила о своей подруге, тоже жительницы Мараги, Неллик Овакимян, всю семью которой взяли в плен, в том числе малолетнюю девочку. Когда ее вернули армянской стороне, она уже говорила, но на азербайджанском языке.

По словам госпожи Тунян, население села составляло около 2000. Примерно 100 человек было жестоко убито. Она также рассказала о безжалостном убийстве родителей ее подруги, которых не успел спасти ее брат. Сестра и брат самой Людмилы Тунян со своими семьями в настоящее время живут в Красноярском крае России. По ее словам, они до сих пор не верят, что в Карабахе наступил мир.

Людмила Тунян отметила, что нападение на армянские территории происходило по двум направлениям: как со стороны Карвачара (Кельбаджар), так и со стороны Мараги. «Военный отряд национального героя Леонида Азгалдяна защищал село Чапар Карвачарского района. Когда они узнали, что на село Марага совершено нападение, выгнали азербайджанцев из Карвачара и быстро приехали, чтобы защитить Марагу»,- вспомнила она. Храбрым армянским солдатам удалось выгнать врага из села, после чего они начали собирать тела жестоко убитых невинных людей. По рассказам мужа Людмилы Тунян, солдаты собирали отдельные части человеческих тел: руки, ноги, головы. Так они создали братскую могилу 35 погибших.

Бабушка Людмила, у которой уже есть 7 внуков, с сожалением признала, что после заключения  перемирия в Нагорном Карабахе 12 мая 1994 г., около 8 сел Мартакертского района перешли азербайджанской стороне. Одно из сел, освобожденных армянскими войсками в районе Акна (Агдам), было переименовано в «Новую Марагу», в честь потерянного села Марага, чтобы жители села смогли обосноваться там. В течение этих 20 лет многие бывшие жители Мараги туда переехали. Мать нашей собеседницы тоже до смерти жила в этом селе. В ответ на вопрос поехала бы она жить в село Новая Марага, Людмила Тунян заявила, что возраст не позволяет.

По словам жительницы атакованного села, с выходцами из Мараги можно встретиться в разных уголках мира, в частности, в российском городе Ростов, где на одном из мероприятий собралось около 400 жителей села, также в Сибири, в Краснодарском крае России, в Украине.

Людмила Тунян, по профессии химик-аналитик, 23 года работала по своей профессии в Ереване, а в настоящее время смотрит за внуками. Имеет троих детей: сына и двух дочерей. Ей 67 лет, в качестве вдовы погибшего борца за свободу она получает всего 30.000 драмов пенсии, которых, по ее же словам, хватают только на транспорт.

10 апреля 1992 года село Марага Нагорно-Карабахской Республики было атаковано азербайджанскими вооруженными формированиями. Марага длительное время подвергалась интенсивным артобстрелам, в результате чего еще до событий 10 апреля в селе имелось значительное количество разрушений. Во время штурма и в ходе резни 10 апреля многие жители погибли. Спустя две недели, село подверглось повторному нападению, население было насильственно депортировано, дома разграблены и сожжены, и село было практически стерто с лица земли.

В результате конфликта Марага осталась под контролем Азербайджана, в настоящий момент находится в 2-3 километрах восточнее линии соприкосновения вооружённых сил НКР и Азербайджана. Часть беженцев из Мараги обосновались в селе Нор Марага (Новая Марага), население которого - 349 человек (по данным 2005 года).

Очень трудно осознавать, что в современном мире, где права человека стоят на первом месте, и любое нарушение этих прав является уголовно наказуемым во всем цивилизованном мире, человек может с такой жестокостью обращаться с ему подобным. Какая сила может заставить человеческое существо безжалостно уничтожить мирное население целого села?

Муж Людмилы Тунян, борец за свободу Нагорного Карабаха Борик Тунян

Беседовала Татевик Казарян

Фото Арсена Саркисяна /Новости Армении – NEWS.am