Новоназначенный Чрезвычайный и полномочный посол Польши в Армении Ежи Новаковски в интервью корреспонденту Новости Армении – NEWS.am поделился своим видением укрепления политических и экономических связей между двумя странами, а также взаимодействия Армения – Евросоюз и по ряду других вопросов:

Уже больше двух месяцев Вы находитесь в Армении. Каково Ваше первое впечатление о нашей стране? Что привлекло Вас в Армении, в ее столице?

Реально я здесь не два месяца, а несколько недель, поскольку приехал сюда прямо из Риги в начале декабря, но неделю спустя уехал на месяц в отпуск. Я приехал в Армению 20 января и вручил свои верительные грамоты президенту. Правда, наш президент решает, куда посылать  послов, но, откровенно говоря, Армения, как страна, была моим личным выбором. Мне кажется, что Армения является одной из самых интересных стран в этом регионе. Интересной с многих точек зрения: страна, которая является перекрестком между тремя цивилизациями: с одной стороны, это древняя христианская западная цивилизация, с другой стороны, это цивилизация очень близкая к региону Ближнего Востока, и, в конце концов, на менталитет очень сильно повлияла также советская система. Я по образованию историк, и Армения – это очень интересная страна с точки зрения моей первой профессии. Во-вторых, для Польши Армения является очень важным партнером на протяжении многих лет. Не только потому, что в Польше свыше 500 лет живет армянская диаспора, но также потому, что у нас всегда были хорошие отношения. В конце концов, Армения в настоящее время включена во многие, часто сложные политические процессы, которые происходят в современном мире. С одной стороны, вопрос карабахского конфликта, с другой стороны, одновременный процесс сближения с Евросоюзом и Евразийским Экономическим Союзом.

Я дружу со многими армянами в Польше, у меня есть очень хорошие армянские друзья. Моя супруга снимала первые фильмы про историю армянской общины Польши. И таким образом я приехал сюда работать.

Какие шаги можно и необходимо предпринять для углубления сотрудничества между Арменией и Польшей в сфере политических отношений, экономических связей?

Думаю, что есть несколько платформ, на которых можно углубить армяно-польские отношения. Честно говоря, основой для углубления отношений в других остальных сферах я считаю экономическое сотрудничество. Товарооборот между нашими странами составляет около$50 млн., и я думаю, что это очень мало. Уверен, что в ближайшие годы, в недалеком будущем этот показатель может увеличиться в несколько раз. Я получил очень большой стимул, когда узнал о создании польского предприятия: речь идет о компании «Любава». И примечательно, что эта инвестиция касается сферы оборонной промышленности. Как отметил один из наших политических деятелей, сотрудничество в военной сфере свидетельствует не только о том, что существуют добрососедские отношения, но и о наличии доверия в отношении друг друга. Остальные польские инвесторы пристально следят за успехами и достижениями «Любавы». Отмечается, что это первая крупная польская инвестиция в Армении. За ней могут последовать другие польские инвестиции. Я почти каждый день получаю сообщения от заинтересованных польских инвесторов, которых волнует присутствие и сотрудничество с армянскими коллегами, поскольку их также интересует выход на рынок третьих стран посредством Армении.

Должен отметить, что есть планы открыть кафедру арменоведения в Ягеллонском университете. Многие сейчас заинтересованы в изучении армянской культуры, истории, традиций. В Польше можно увидеть хачкары, старинные армянские рукописи. Все это свидетельствует о присутствии армян в Польше. Недавно я обсудил с министром образования и науки Армении вопросы увеличения числа студентов, которым будет уделена возможность получать образование в польских вузах.

Я полон надежд, что на предстоящем в Риге саммите «Восточного партнерства» удастся разработать новую программу сотрудничества Армении с Евросоюзом. Мы считаем, что Армения является частью европейской цивилизации и как можно близко должна быть к Европе. Поэтому Польша заинтересована в том, чтобы Армения сохранила проевропейский курс, и мы с нашей стороны сделаем все, чтобы она сохранила эту позицию после присоединения к Евразийскому Экономическому Союзу. Польша в ЕС является одной из тех стран, которые максимально заинтересованы в сближении Армении с Европой, конечно, включая и программу «Восточного партнерства».

Ожидаются ли в ближайшее время визиты на высшем уровне?

По всей вероятности, да, поскольку на данный момент пока еще не состоялся визит президента Польши в Армению. То есть мы будем работать в этом направлении. Однако сейчас в нашей стране  проходит предвыборная кампания как по президентским, так и парламентским выборам. Политические деятели заняты этими процессами. Но мы надеемся, что в ближайшее время нам удастся организовать двусторонние визиты на высшем уровне.

Кроме того, должен сказать, что в ближайшее время будут организованы встречи министров. В течение ближайших трех месяцев возможно два таких визита. И эти встречи будут носить интенсивный характер. Наш министр сельского хозяйства пригласил своего армянского коллегу в Польшу. Там пройдут выставки, касающиеся сельскохозяйственной сферы. В рамках этого могут быть установлены крепкие связи для расширения дальнейшего сотрудничества и выхода на третьи рынки. Возможна также встреча министров юстиции Армении и Польши. Это, можно сказать, как перспективно, так и реалистично, то есть урегулирование правовых вопросов представляет большую важность. В Ереване пройдет также встреча европейских министров образования и науки, и в рамках этого в Армении будет присутствовать также представитель Польши.

В мае этого года в Риге состоится саммит «Восточного партнерства». Удастся ли согласовать какой-то документ, устанавливающий правовые рамки дальнейшего сотрудничества между Арменией и Европейским Союзом? Каковы перспективы подписания такого документа?

Если речь идет о «Восточном партнерстве», то у ЕС есть программы для отдельного сотрудничества со странами, и их форматы разные. Здесь речь не идет о сотрудничестве двух разных интеграционных систем, а с каждой страной разрабатывается отдельный формат. Программа «ВП» конкретно ориентирована на 6 стран-участниц. В Риге мы с нашими партнерами будем говорить о разных форматах сотрудничества, есть разные планы в зависимости от конкретной страны. 3 страны – Украина, Молдова и Грузия – подписали соглашения об ассоциации и выразили желание в будущем стать членами Евросоюза. Азербайджан выразил заинтересованность сотрудничать с ЕС всего в нескольких сферах. Беларусь пока колеблется, какой формат взаимодействия ей интересен: пока нет четких пожеланий с точки зрения формы сотрудничества. А Армения в контексте своего участия в Евразийском экономическом союзе выразила желание углублять сотрудничество прежде всего в политической сфере. И в Риге мы с каждым из наших 6 партнеров поговорим об отдельном формате сотрудничества. Саммит «Восточного партнерства» в Риге не будет иметь никакого отношения к Евразийскому экономическому союзу. ЕАЭС нельзя сравнивать или сопоставлять с Евросоюзом, поскольку это разные системы, и ЕС владеет довольно богатым опытом, кроме того, уже сформировано внутреннее законодательство. Поэтому нельзя сравнивать или проводить параллели между ЕС и ЕАЭС. От руководителей стран ЕС зависит решение, будут ли они говорить со странами ЕАЭС как с членами интеграционной системы или просто станут относиться к ним по отдельности. Но я уверен, что этот вопрос не возникнет накануне саммита, он не будет на повестке руководителей стран-участниц ЕС.

Между Арменией и ЕС, мы надеемся, удастся добиться согласования документа нового формата еще до Рижского саммита. Потому что Армения является партнером по «ВП».

На Ваш взгляд, какие сферы может включить в себя этот документ?

Если речь идет о Соглашении об ассоциации, то его текст и содержание известны. Оно касается в основном политической и общественной сфер, то есть, соответствия общественного и политического поля европейскому. Права человека, деятельность общественных организаций, изменение правовых систем, то есть гармонизация законодательного поля с европейским.

Как мы знаем, Соглашение об ассоциации состоит из двух частей – политическая и Договор о создании Глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли (DCFTA). После вступления Армении в ЕАЭС остается открытым политическое сотрудничество, и уже в рамках этого необходимо вести переговоры. Как можно предполагать из заявлений, которые делают обе стороны, сближение возможно.

В июне 2005 года парламент Польши признал Геноцид армян. В 2015 году исполняется 100-летие этой великой трагедии, и в Ереване предусматриваются мероприятия. Известно ли, на каком уровне Польша будет представлена на них?

Пока не решено – на каком уровне, но Польша однозначно будет представлена на этих мероприятиях. Почти точно Польша не будет представлена на уровне президента, поскольку через две недели после мероприятий у нас состоятся президентские выборы. Конечно, пока нет  официального решения, но об этом можно предположить, исходя из происходящих в стране процессов. Я спросил нашего президента, однако он дипломатично ответил, что будет очень трудно присутствовать на мероприятиях в Ереване  по причине предвыборной кампании в Польше. Окончательного решения с польской стороны о том, кто будет представлять страну на мероприятиях, пока нет. И, учитывая предвыборную повестку, это решение будет принято довольно поздно.

Вы наверно знакомы с заявлением заместителя госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Виктории Нуланд об азербайджанских диверсантах, убивших несовершеннолетнего ребенка в Нагорном Карабахе. По ее словам, «конечно, это – ужасное преступление», но американский дипломат призвала армянскую сторону совершить соответствующий гуманитарный жест, вернув диверсантов. Хочу узнать Ваше мнение.  

Я, конечно, не хотел бы затрагивать подробности, как госпожа Нуланд: она была в Баку, в Тбилиси. Я сам не бывал там. Должен всего лишь отметить, что моральное обязательство международного сообщества – осудить подобные случаи, тем более, если в ходе конфликта погибают дети. Мы должны стремиться к тому, чтобы карабахский конфликт был разрешен мирным путем и окончательно. К сожалению, внимание международного сообщества на сегодняшний день сконцентрировано на других вопросах – украинский кризис, война «Исламского государства» на Ближнем Востоке. Эти проблемы больше волнуют мир, чем карабахский конфликт. Однако все это не освобождает нас от того обязательства, что конфликт должен быть решен мирным путем. Этот конфликт не должен парализовать процессы развития в регионе, и тем более не должны быть жертвы.

13 февраля Вы встретились с лидером партии «Наследие» Раффи Ованнисяном и обсудили с ним ряд вопросов. На каком уровне у дипмиссии сотрудничество с политическими силами Армении, в частности – оппозиционными?

Я буду полностью искренен: в настоящее время моя задача состоит в проведении встреч со всеми представителями политического поля Армении, с министрами, с моими коллегами-дипломатами, в том числе с оппозиционными игроками. Встреча с Раффи Ованнисяном была лишь одной из встреч моей повестки. Мое обязательство – провести также встречи с представителями оппозиционного поля. И я сейчас нахожусь в том состоянии, что, в первую очередь, задаю вопросы моим собеседникам. Я адресовал Раффи Ованнисяну вопросы, которые не касались внутриполитической жизни, а, наоборот, касались внешней политики. Вообще посол должен быть осведомлен о внутриполитических проблемах, но промолчать о них. Однако это не означает, что он должен быть вовлечен во внутриполитические проблемы. Если бы я захотел отказаться от роли дипломата и попытаться взять на себя роль эксперта, даже в этом случае для меня очень трудно было бы дать оценки по причине недостаточной осведомленности. У меня намечено еще, по меньшей мере, 100 встреч с государственными деятелями, дипломатами, представителями разных политических сил, чтобы удалось сформировать мнение об Армении в целом. Армения превосходна тем, что очень трудная страна со всех точек зрения. У Армении была сложная история. И сейчас сложна как внутренняя, так и внешняя политика Армении.           

Намечены ли какие-то культурные мероприятия?

Да. У нас намечены определенные мероприятия, связанные с Днями Европы в Армении. Скажу откровенно, я бы хотел показать в Ереване фильм моей жены о Теодоре Аксентовиче. Он очень интересен, потому что Аксентович – тот человек, который соединял Европу и Армению как живописец, как артист. В первой половине года, когда приедет Кшиштоф Пендерецкий, будут показаны польские фильмы. Но, прежде всего, я хочу добиться того, чтобы в ереванских кинотеатрах был показан фильм «Ида», а также другие польские картины. Мне кажется, выход из коммунистической системы похож для поляков и для армян, и эта новая волна польского кино может оказаться интересной для многих зрителей в Армении.

Я бы хотел именно в Армении показать коллекцию ясли, которая сохранялась на протяжении 200 лет и была собрана в одном месте. Учитывая то обстоятельство, что христианство занимает важное место в жизни армян и Армении, думаю, что представление коллекции будет родным и в какой-то мере интересным для каждого армянина.

Я знаю также, что в Польше должны встретиться представители театрального искусства. И надеюсь, что в этом году нам удастся поставить какое-то совместное армяно-польское представление.

Беседовала Татевик Казарян