Новости Армении – NEWS.am приводит интервью с проживающим в США бригадным генералом ливано-армянского происхождения Сето Малатяном. Он коснулся своего происхождения, боеспособности армянской армии, а также различий между армянской и американской армиями.

Г-н Малатян, расскажите о своей семье. Как и когда решили служить в армии?

Мои родители родились в Кесабе, затем переехали в Ливан. В детстве я часто ходил в кинотеатр с отцом – смотреть американские и немецкие фильмы. Именно тогда я четко решил поступить на службу. У меня было две цели: во-первых, служить в ливанской армии, тем самым выражая благодарность Ливану за помощь армянскому народу, убежавшему во время Геноцида армян, а во-вторых, стать военным, чтобы в дальнейшем быть полезным армянскому народу. Я учился в военной академии. Начинал со звания лейтенанта.

Не было ли трудно служить в ливанской армии, если учесть, что в стране всегда были гражданские войны?

Ко времени гражданской войны ливанская армия уже распалась – исламские солдаты разделились на две части. В 1983 году было принято решение переформировать ливанскую армию. Полковник Тхан, в то время капитан Нарек Абрамян и я решили переформировать группу штурмовиков. Мы уже начали процесс, в Ливан прибыли американские, английские, итальянские и французские силы. С ними мы прошли курсы группой из 90 человек, чтобы в дальнейшем обучать наших солдат. Таким образом, нам удалось усилить ливанскую армию и вступить в гражданскую войну. Нашей целью было установление мира между двумя сторонами. Но получилось так, что исламские силы начали нападать на нас. Мы были вынуждены дать ответ, чтобы отвоевать христианские села, захваченные исламскими террористами.

Сегодня тоже ливанская армия находится в трудном положении. Вы знаете, что террористические группировки вошли в Ливан через Ливанский хребет. Армия борется против террористов, но есть вещи, которые они не в состоянии делать. У ливанской армии американское оружие, а США не предоставляют необходимое оружие, думая, что в дальнейшем оно может быть использовано против Израиля.

Поскольку у меня есть американский опыт, ливанская армия часто обращается ко мне за советом, как бороться с террористами. Власти Ливана просят меня приехать и помочь им, однако для меня первостепенную важность имеет Армения.

Г-н Малатян, Вы сегодня служите американской армии. Почему уехали из Ливана?

Когда в составе армии Ливана я тренировался с американцами, я был лучшим солдатом, и мне предложили уехать в США и служить там. Вначале не соглашался, потом предложили стать телохранителем заместителя посла США в Ливане. Я принял это предложение, не сомневаясь, что это подстроено для того, чтобы меня «взяли» в свои ряды. Через год-два у заместителя посла возникли проблемы с телохранителем президента Ливана, которого я защитил ценой жизни. Получилось, что дела пошли против меня. Тогда американские военные перевезли меня на вертолете сначала на Кипр, затем в Бельгию, а оттуда в США. Предложили продолжить службу здесь. Сегодня у меня уже есть звание генерала. Как я достиг этого? Хотел выйти в отставку в звании полковника. В мае 2014 года получил приглашение от Вооруженных сил Армении поехать в Армению. Мой генерал Нарек Абрамян тоже приехал в Ереван. Получилось так, что мы присоединились к военным исследованиям армянской армии, предложив свои услуги. В Армении меня попросили вернуться в США и получить звание генерала. По правде говоря, это предложение вызвало у меня смех, а также удивило, как я в возрасте 53 лет смогу сдать экзамены и получить это звание. Однако я вернулся в США, обратился к верховному командующему, сообщив, что не ухожу в отставку, а желаю получить следующее звание. Я сдал трудные экзамены: тренировки, психологические тесты, даже прыжки с парашютом. Кстати, я сдал все экзамены на отлично и получил звание генерала.

Что Вы скажете об армяно-азербайджанском конфликте?

У Азербайджана есть высокотехнологичное оружие, однако лишь единичные солдаты и специалисты могут использовать его. Что касается армии Армении, то мы по боеспособности сильнее, увереннее, поскольку мы – на наших землях.

В отличие от Азербайджана, который постоянно покупает оружие у России, у нас есть баллистические ракеты, которыми можно на сто процентов наносить удары по любой точке Азербайджана и нейтрализовать ее. Подобное вооружение может быть использовано в состоянии открытой войны, а не нарушений режима прекращения огня. Что касается других видов оружия, то у Азербайджана они есть, но у азербайджанских солдат нет той храбрости, чтобы они могли воевать с армянской армией. Армянская армия может своими небольшими вооружениями воевать с азербайджанцами. Сам азербайджанский народ говорит, что Арцах им не принадлежит, поэтому арцахская земля под ногами азербайджанцев шаткая. Безусловно, когда стоишь на своей земле, лучше воюешь, чем когда нападаешь на чужую землю. Это большая разница. Вдобавок, наша армия отлично подготовлена.

Вы долгие годы служите в США. Какие различия есть между армянской и американской армиями?

Америка воюет не на своей земле. Американские солдаты всегда проклиная говорят о своем правительстве, спрашивая, что они делают в чужих странах. Земля под их ногами шаткая. Они говорят: «Едем и разрушаем эти страны, потом говорим, что победили». Но это не победа: американское правительство ведет аморальную политику. США хотят не захватить страну, а разрушить.

Между солдатами американской и армянской армий есть очень много различий. В Армении я встретил военнослужащих и увидел в них уважение, любовь к народу. В армии им прививают любовь, уважение, преданность. В американской армии этого нет. Там больше ругательств – они не уважают ближнего, как это делают в Армении.

В США солдаты в основном идут в армию, чтобы собрать деньги на учебу. У солдата в Армении есть один вариант: военнослужащий приходит с верой и любовью, а во-вторых, контрактный военнослужащий вступает в эту службу, чтобы защищать свою землю.

Есть много различий в плане психологической и боевой преданности. У США есть технология, однако американский солдат никогда не готов к войне. Армянский же солдат готов. У нас, конечно, нет масштабных технологий, но у нас есть ученые, с помощью которых можем производить любое оружие в Армении.

Г-н Малатян, возможно ли, что когда-нибудь приедете в Армению и будете помогать здесь армии?

Я сделал запись в «Facebook», призвав народ помочь мне определиться – ехать в Армению или Ливан. Большинство людей проголосовали за Армению, что приветствуется мной. Я очень хочу помогать Армении. Война ли – только за Армению, смерть ли – опять же только за Армению, за родину. У меня одна цель – служить только армянской армии, армянской нации, передать им свой опыт.

Беседовала Аида Ованнисян